ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика | AUTO-TIP
Auto History

ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика

ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика

Наверное нет на постсоветском пространстве человека, который ни разу не видел эту машину с бело-голубой кабиной и добродушным видом передней части капота. Несмотря на то, что с начала их выпуска минуло более полувека, они и в наши дни довольно часто встречаются на дорогах. Что значит, конструкция, сделанная на века.

«Стотридцатый» без сомнений можно назвать самой успешной разработкой Завода имени Лихачева, и эталоном советского среднетоннажника. Его разработкой занялись еще в середине 50-х, в 1956 году были построены первые опытные образцы. Они были довольно «сырыми», грузоподъемность была 4 тонны, под капотом был всё тот же нижнеклапанный шестицилиндровый мотор ЗИЛ-120, а внешность была в стадии изысканий окончательного своего облика.

ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика
ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика
ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика
ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика

На различные испытания, изыскания и доводку ушло целых 6 лет, и первые опытные партии увидели свет лишь в 1962 году. Но и они оказались не без «детских болезней», на устранение которых ушло еще два года, и лишь 1 сентября 1964 года стартовало полномасштабное производство легендарного грузовика.

ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика

Что-то американское было в его облике, экстерьер был очень смелым даже по международным меркам. Над внешностью машины работал Эрик Сабо, в то время молодой выпускник легендарной «Строгановки», Московской художественно-промышленная академии имени С. Г. Строганова. Сабо не ошибся, ему удалось создать дизайн кабины неподвластный времени. Панорамное ветровое стекло, появившееся на грузовике, в то время было популярным решением на Западе, а в советском автопроме им могли похвастаться лишь правительственные лимузины «Чайка» и ЗИЛ-111.

ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика

Новаторским решением была и расцветка, в основном кабина грузовика окрашивалась в небесно – голубой цвет, а рельефная передняя решетка, с высоко поднятыми, на американский манер фарами – в белый. Были и другие варианты расцветок, но от привычной в то время скучной тёмно-зеленой окраски на ЗИЛе наконец-то ушли.

ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика

«Стотридцатый» шофера полюбили сразу же. Машина была динамичной, красивой и комфортной, управление ею облегчал гидроусилитель руля, появилась пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех скоростях кроме первой, прямозубой «тракторной» передаче, которая требовалась лишь при езде по бездорожью или троганьи на подъеме, в обычных условиях тронуться можно было и на второй.

ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика

Грузоподъемность базовой модификации с бортовой платформой составляла 5 тонн, перегруз в тонну был некритичен, а грузовик был очень вынослив, паспортный пробег в 300 тыс. км. до капиталки в 60-х был очень значимым показателем. Впоследствии грузоподъемность подняли до 6 тонн.

 

О надежности машины говорят и проведенные в начале 70-х ресурсные испытания на полигоне НАМИ. За 12 суток машины преодолели 25 тыс. километров, ни единой поломки ни на одном из грузовиков зафиксировано не было.

ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика

Двигатель ЗИЛ-130 неприхотливый агрегат, способный работать на низкооктановом бензине. Его объем – 6 литров, мощность 150 л.с. Главным минусом мотора была лишь его прожорливость. В масляной системе в качестве очистителя была применена центрифуга. В то время, когда качество фильтров оставляло желать лучшего, центробежный очиститель был оправданным решением, и со временем он устарел и стал уступать по качеству очистки масла фильтрам, но соответствующих изменений в конструкцию мотора так и не внесли.

ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика

Двигатель грузовика отлично работает на газу, на часть машин газобаллонное (пропан) оборудование устанавливали прямо на заводе, модификация называлась ЗИЛ-138С.

ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика
ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика

Дизельной модификации для внутреннего рынка за всё время так и не сделали, а вот на экспорт, по желанию заказчиков, могли устанавливать английский дизель Perkins, мощностью 140 л.с.

ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика

За время производства машина претерпела ряд изменений. Появился гипоидный редуктор заднего моста, позже увеличили грузоподъемность и провели рестайлинг облицовки радиатора, изменив расположение светотехники, значительной модернизации подверглась тормозная система. В 1986 году меняется индекс, ЗИЛ-130 становится ЗИЛ-431410,но к тому времени машина, по прежнему пользовавшаяся популярностью, была уже сильно устаревшей как морально так и технически…

ЗИЛ-130. Эталон советского среднетоннажного грузовика

30 декабря 1994 года последний грузовик «стотридцатого» семейства, с номером 3388312 покинет ворота завода, впрочем его история на этом не закончится, но это, как говориться, уже совсем другая история.

Производство ЗИЛ-130, несмотря на его популярность, откровенно говоря затянулось. Но заводчан нельзя упрекнуть в том, что они почивали на лаврах своего успеха, ничего не делая, наоборот, уже в конце 60-х они представили совершенно новую модель грузовика бескапотной компоновки, дизельного восьмитонника ЗИЛ-170, который впоследствии станет «Камазом». Так что конструкты ЗИЛа подарили стране еще и «Камаз», по большому счёту, и время для разработки новой машины на смену «стотридцатому» было безвозвратно упущено.

источник

 

 
 

Powered by WordPress RSS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *