«Запорожцы», о которых вы наверняка не знали (часть 2) | AUTO-TIP
Auto History

«Запорожцы», о которых вы наверняка не знали (часть 2)

Из 1 части мы узнали о таких машинах, как: НАМИ — 059, ЗАЗ-965С, ЗАЗ-965П, ЗАЗ-968АП, ЗАЗ-966 и ЗАЗ-970. Продолжаем..

ЗАЗ-970Б/970В

ЗАЗ-970Б/970В

Грузовичок ЗАЗ-970 стал отправной точкой для создания целого семей­ства авто­мобилей «Целина», в который вошли грузовой фургон 970Б, грузо­пассажир­ский фургон 970В и пикап 970Г. Ведущим конструктором проекта стал Лев Мурашов — выходец из МЗМА.

Поскольку автомобили планировали эксплуати­ровать в условиях бездорожья, нужна была достаточная жёсткость несущей конструкции. Путём проб и ошибок инженеры остано­вились на стали толщиной 0,7 милли­метра, выпускаемой чуть ли не через дорогу — на «Запорож­стали». Позднее все исследо­ватель­ские резуль­таты были отправлены на ВАЗ, где их использо­вали для создания кузова «Нивы».

Как и ЗАЗ-970, 970Б и 970В были построены на агрегатах ЗАЗ-966. Грузо­подъёмность обоих машин составляла 350 кило­граммов, при этом грузо­пассажир­ский 970В мог брать эти самые кило­граммы либо в виде груза, либо в виде пяти пассажиров. Сиденья у 970В были съёмными, поэтому его легко можно было превратить в грузовичок. Обе версии появились в 1962 году. Как и…

ЗАЗ-970Г

ЗАЗ-970Г

Как и 970Г — третий член этого семейства. От закрытых фургонов он отличался лишь грузо­подъёмностью, которая доходила до 400 кило­граммов! 970Б/970В и 970Г обладали отменной проходи­мостью, однако высокая посадочная и погрузочная высота (полметра) и выявленная в ходе испытаний слабая надёж­ность вынудила поставить на проекте, который когда-то казался очень перспективным, крест.

ЗАЗ-971Д

А вот ЗАЗ-971Д повезло несколько больше. Моди­фикация является развитием идей 970-го семей­ства в их варианте для вооружённых сил Советского Союза. Тут и незатей­ливые панели, и кузов типа «фаэтон» с брезентовой накидкой, и полный привод.

Было изготовлено пять прототипов 971Д (три — в длинно­базном варианте, два — в коротко­базном), которые в течение трёх лет дорабаты­вались и испыты­вались на территории Украинской ССР. Выводы испытаний были неутеши­тель­ными: список поломок и замечаний занял восемь альбомных страниц.

ЗАЗ-971Д

Тем не менее, проект не ушёл в историю незамеченным: проектная документация пригодилась при разработке ЗАЗ-969 (который позднее превратился в ЛуАЗ-969), а также ТПК (ЛуАЗ-967).

ЗАЗ-965 Опытный

ЗАЗ-965 Опытный

Когда в НАМИ работали над «Москвичом»-444, институту для препари­рования предоставили несколько зарубежных авто­мобилей-аналогов: Iso Isetta, Bond Minicar, Lloyd 600 и других карапузов. Но зарубежные машины оказались интересны не только с точки зрения техники, но и дизайна. Поэтому стали источником вдохно­вения для потенци­ального «рестайлинга» ЗАЗ-965.

На фото — один из вариантов модернизации ЗАЗ-965, созданный в первой половине 1960-х. Как видно на изображении, «горбатый» должен был получить более мону­менталь­ный передок, свой­ственный скандинав­ским и британским автомо­билям того периода, а также фальш­радиаторную решётку с размашистой надписью «Запорожець». Но этот вариант забраковали: щедрое использо­вание хромиро­ванных элементов привело бы к увеличению цены народного авто­мобиля, а значит — к падению его популярности.

 

Спорт-900

Спорт-900

Несмотря на плановую экономику и зависи­мость от государ­ственных заказов, никто не мешал сотрудникам НАМИ проявлять инициативу и проектировать в свободное время что-нибудь интерес­ненькое. Именно так и появился Спорт-900 – пожалуй, один из красивейших советских автомобилей того периода.

Он был создан инициативной группой, состоящей из художников-конструк­торов Эдуарда Молчанова и Феликса Хайдукова, инженеров Игоря и Льва Дурновых, художника Владимира Елтышева и химика Анатолия Сывороткина. В основе авто­мобиля лежали агрегаты от ЗАЗ-965, однако благодаря стекло­пластиковому кузову Спорт-900 весил на 125 кило­граммов меньше исходника — лишь 500 кило­граммов. И это при посадочной формуле 2+2!

В период с 1963 по 1969 год было изготов­лено лишь шесть подобных машин, которые незначи­тельно отличались в плане дизайна. Все они были распре­делены между шестью участниками той самой инициативной группы. Массового распро­стране­ния купе, увы, так и не получило.

НАМИ-0100

НАМИ-0100

НАМИ-0100 стал одним из последних вариантов модерни­зации ЗАЗ-965. Он появился в конце 1960-х и, по большому счёту, был бесполезен: к тому времени уже закончили разработку ЗАЗ-966, которым планиро­вали заменить устаревший «Горбатый». Хотя остренькая мордочка на 965-м смотрится забавно.

НАМИ-0137

НАМИ-0137

«Запорожец» едва ли можно назвать комфорта­бельным авто­мобилем, однако у него есть две фунда­мен­таль­ные проблемы, которые не имеют никакого отношения к его бюджет­ности. Первая — это капризный двигатель воздушного охлаж­дения, который очень любит пере­греваться в тёплую погоду. Вторая — склон­ность к избыточной поворачи­ва­емости, которая объясняется особен­ностями компоновки.

Обе проблемы теоретически решал прототип НАМИ-0137. Во-пер­вых, он оснащался модерни­зиро­ванным вариантом двигателя МеМЗ с увели­ченным рабочим объёмом и жидко­стным охлажде­нием. Во-вто­рых, у машины был передний привод, что делало её поведение более прогнозируемым.

Планировалось, что такой Запорожец станет основным автомо­билем такси в небольших городах. Однако проекту, который отлично зареко­мендовал себя на испыта­ниях, так и не дали «зелёный свет». Потому что в то время уже выпускался ЗАЗ-966, а модерни­зировать и ЗАЗ, и МеМЗ под новую концепцию оказалось слишком сложно и дорого.

El Motors ГоRRбатый

El Motors ГоRRбатый

Наверное, именно таким хотели бы видеть ЗАЗ-965 на Запорож­ском авто­мобильном заводе. Увы, «заводной апельсин» ГоRRбатый суще­ствует в един­ственном экзем­пляре и сейчас находится в музее Ретро-Юнион (Санкт-Петербург).

При всём внешнем сходстве с «Горбатым» авто­мобиль не имеет ничего общего с «Запорож­цами». В его основе — стальной монокок, накрытый панелями из стекло­пластика. К силовой структуре кузова крепятся подвески на поперечных рычагах и два синхрони­зиро­ванных двигателя от Yamaha YZF R1. Последние суммарно развивают 300 лошадиных сил. Коробок передач у суперЗАЗа тоже две, обе они секвен­таль­ные и передают тягу на заднюю ось.

Ввиду того, что масса машины составляет всего 800 кило­граммов, динамика у неё уважитель­ная даже по нынешним меркам: разгон до 100 кило­метров в час занимает 4 секунды. И посопер­ничать с таким Запорожцем может только тот, что не так давно скрестили с Lotus Exige.

источник

 

 
 

Powered by WordPress RSS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *