«Запорожцы», о которых вы наверняка не знали (часть 1) | AUTO-TIP
Auto History

«Запорожцы», о которых вы наверняка не знали (часть 1)

В 1960 году с автомобильного завода в Запорожье сошли первые товарные экзем­пляры ЗАЗ-965, которому было суждено стать первым более-менее «народным» автомо­билем СССР. На Запорожцах ездили в путеше­ствия через всю страну, пробирались через грязь к дачным участкам, а позже неодно­кратно вспоминали в анекдотах. Короче говоря, авто­мобиль знаковый и только что ему исполнилось 60 лет. По этому случаю мы решили вспомнить особые и редкие «Запорожцы».

НАМИ — 059

НАМИ — 059

Не секрет, что изначально «Запорожец» должен был стать «Москвичом»: проект компактного задне­моторного автомобиля разрабаты­вался МЗМА совместно с НАМИ. И первый прототип будущего ЗАЗ-965, представ­ленный в 1957 году, назывался «Москвич»-444. Однако позже проектную документацию передали в Запорожье, где и начался серийный выпуск модели.

Тем не менее, научно-исследователь­ский автомо­бильный институт не оставил проект, даже когда тот поменял прописку. Поэтому в НАМИ периоди­чески предлагали варианты модерни­зации советского бест­селлера. Один из первых подобных вариантов — НАМИ-059, появив­шийся ещё до того, как ЗАЗ-965 стал серийным.

Это был стеклопластиковый «шутинг-брейк» на базе ЗАЗ-965, точнее — на базе 444-го «Москвича». Проектом руководил Борис Фиттерман, а дизайн разраба­тывал Юрий Долматов­ский. При всём внешнем сходстве с «Жужиком» НАМИ-059 едва ли можно назвать копией ЗАЗ-965. У него даже мотор был другой – двух­цилиндровый М-72, который устанавли­вался на одно­имённый мотоцикл и 444-й «Москвич». Машину впервые показали в 1958 году, но серийного варианта так и не случилось.

ЗАЗ-965С

ЗАЗ-965С

Знаменитый «горбатый» выпускался с 1960 по 1969 год. Помимо базовых испол­нений 965 и 965А, модель была доступна в версиях для инвалидов (965АБ/965Б/965АР), а для экспорта — 965АЭ, также известном как «Ялта». Но для особых целей суще­ствовали особые модификации, которые обыкновен­ному советскому пролетарию не предлагали.

Одна из них — ЗАЗ-965С, где «С» — это «связь». Моди­фикация выпускалась с 1960 по 1962 год по заказу Министер­ства связи СССР и обладала рядом особен­ностей, которые делали её удобной для сбора писем из почтовых ящиков в городах. Главная из них — право­стороннее размещение органов управления. Благодаря правому рулю почтальон-водитель сразу выходил на тротуар и получал максимально быстрый и безопасный доступ к корреспонденции в ящиках.

Сами же письма хранились на задней площадке «Запорожца» — той, где, как правило, рас­полагались задние сиденья. Она выдер­живала до 150 кило­граммов полезной нагрузки и, благодаря глухим стенкам вместо боковых задних стёкол, была почти полностью отрезана от солнечного света, что для бумаги, разумеется, плюс.

Внешне «связной» 965-й отличался характер­ными боковыми воздухо­заборниками, которые гнали воздух к V4 от Мелито­польского моторного завода, а также надписями «связь» на месте бывших боковых окон. До наших дней не дожил ни один экзем­пляр 965С — все они нещадно были порезаны на металл после завер­шения срока эксплуатации. Поговари­вают, таких машин построили чуть более 600 штук.

ЗАЗ-965П

ЗАЗ-965П

 

Почти у каждого автомобильного пред­приятия СССР были пикапы для внутри­заводских нужд. Такие машины помогали доставлять негабаритные детали к сборочным линиям, вывозить отходы произ­водства и так далее. У ВАЗа подобный автомобиль был на базе «копейки», у ГАЗа его делали из 24-й «Волги». Запорожский автозавод тоже не отставал.

Первым, разумеется, появился пикап на базе ЗАЗ-965, которому присвоили индекс 965П. Машину делали максимально просто: над задней частью пассажир­ского отсека срезалась крыша, устанав­ливалась переборка с окошком между передним рядом и получив­шимся багажником — и всё, вперёд на смену! Правда, ввиду небольшой грузо­подъёмности самого «Запорожца», а также особен­ностей его компоновки (мотор-то всё ещё находился в заднем свесе) практич­ностью пикап всё же не отличался.

Производство 965П осуществля­лось на базе отбракован­ных кузовов обычных 965-х. И хотя серийным такой вариант никогда не был, несколько экзем­пляров всё же попали за ворота завода. А в период с 1990 по 1992 год производ­ство пикапов на ЗАЗе и вовсе стало более-менее массовым. Правда, в их основе уже лежала более современная модель 968М.

ЗАЗ-968АП

ЗАЗ-968АП

Собственно, тот же концепт, что и у ЗАЗ-965П, но на базе дорестай­лового варианта ЗАЗ-968. Рецепт создания идентичный: брако­ванный кузов с частично срезанной крышей, вертикаль­ная стенка и П-образ­ный усилитель. Однако, в отличие от серийного 968МП, 968АП для продажи не предназ­начался. Несколько этих машин были изготов­лены в конце 1970-х годов, но деталей об этой моди­фикации крайне мало.

ЗАЗ-966

ЗАЗ-966

Хотя выпуск 965-й модели был налажен только в 1960 году, уже в то время велась разработка преемника. Например, вот так в 1961 году видели будущий ЗАЗ-966: рельефные панели боковых воздухо­заборников, сложный передок с чётко обозна­ченными «бровями», плавно стекающие вниз боковые окна. Но серийный 966-й, как мы с вами знаем, всех этих изысков лишился. А жаль!

ЗАЗ-970

ЗАЗ-970

В 1961 году на заводе «Коммунар» под руководством Юрия Сорочкина был создан опытный грузовичок ЗАЗ-970, который получил прозвище «Точило». В основе машины лежал тот самый перс­пективный ЗАЗ-966 — хотя оформ­ление кузова непрозрачно намекает на родство с 965-й моделью.

Грузоподъёмность ЗАЗ-970 составляла всего 350 кило­граммов, но направ­ление казалось перс­пективным. Тем более, в Западной Германии подобные машины тоже были и пользо­вались успехом — речь об оригинальном Volkswagen Transporter. Правда, немецкая модель за счёт более «низкого» оппозитного двигателя обладала большей практичностью.

Дошло даже до того, что советские газеты воодушев­лённо писали, что скоро ЗАЗ-970 станет массовым. Но не сложилось.

Продолжение читайте во 2 части (переходите по ссылке)

 

 
 

Powered by WordPress RSS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *