Не секрет, что первое и второе поколения Mazda 3 делили платформу и некоторые силовые агрегаты с Ford Focus. Наверное, так могло продолжаться и дальше, но в какой-то момент японская компания решила иначе. Третье поколение Mazda 3 ничего общего с Focus уже не имеет. Автомобиль сконструирован на абсолютно новой платформе и получил силовые агрегаты семейства Skyactiv. Впрочем, большинство владельцев новеньких Mazda 3 выбирали свои автомобили исключительно глазами. Как ни крути, а именно «тройка» является самым стильным автомобилем гольф-класса. Но теперь, когда третье поколение Mazda 3 нередко о встречается и на вторичном рынке, потенциальным покупателям ни в коем случае не стоит забывать и о надежности.
Концепт-кар Mazda MX Sportif, который впоследствии и превратился в серийную «тройку» первого поколения, был представлен публике на мотор-шоу в Женеве в 2003 году. Еще через несколько месяцев состоялся дебют серийной Mazda 3, которая заменила собой неплохо продававшуюся модель Mazda 323. Интересно, что на родном японском рынке японские хэтчбек и седан продавались под собственным именем Axela. Родственные связи в Ford Focus первого поколения «маздовцы» не скрывали. Но при этом Mazda 3 изначально была рассчитана на более молодых покупателей и позиционировалась как автомобиль со спортивным характером.
Удивительно, но ярким спортивным дизайном могли похвастать как «тройка» с кузовом хэтчбек, так и седан. В 2008 год японская компания представила Mazda 3 второго поколения. Автомобиль заметно повзрослел, немного увеличился в размерах, но в техническом плане практически ничем не отличался от предшественника.
Принципиально новая «тройка» следующего третьего поколения дебютировала в 2013 году. «Фордовская» платформа C1 была заменена на самостоятельно разработанную инженерами Mazda платформу Skyactiv. Еще одно новшество – несколько принципиально новых силовых агрегатов этого же семейства. Заметно расширился список базового и дополнительного оборудования.
В 2016 году третье поколение Mazda 3 претерпело плановый рестайлинг. Очень удачную внешность в фирменной стилистике KODO обновили едва заметно. А вот над технической составляющей японцы поработали куда серьезнее. Линейка силовых агрегатов пополнилась дизельным мотором, отличающимся сниженным уровнем шума. Кроме этого обновленная Mazda 3 получила систему векторизации тяги. Список дополнительного оборудования пополнился светодиодной передней оптикой и несколькими системами помощи водителю, а в отделке салона японцы стали использовать более дорогие материалы. Четвертое поколение Mazda 3, выпускающееся до сих пор, увидело свет в 2018 году.
Едва ли кто-то ожидал, что Mazda 3 сможет похвастаться крепким лакокрасочным покрытием. Японская компания уже давно приучила автолюбителей к тончайшему слою краски на своих автомобилях, который едва-едва способен противостоять внешнему воздействию. Для того, чтобы кузов Mazda 3 покрылся десятками мельчайших сколов и царапин, достаточно проехать на автомобиле всего 10-15 тысяч километров. По мере увеличения пробега дефектов на кузове будет только больше. Самые уязвимые места – передняя кромка крыши, капот, пороги и колесные арки. К счастью, на качестве кузовного металла компания Mazda не экономила, так что о появлении коррозии на Mazda 3 говорить пока рано. Но сильные сколы надолго без внимания лучше не оставлять. В противном случае они все-таки покроются рыжим налетом. В перспективе не повредит и дополнительная антикоррозионная защита кузова, поскольку заводской слой антикора у Mazda 3 совсем небольшой.
К покупке Mazda 3 с поврежденными кузовными деталями стоит подходить осторожно. Их стоимость по меркам автомобилей гольф-класса высока, из-за чего замена «кузовщины» может оказаться значительно дороже запланированного. Кстати, именно по этой причине после небольших ДТП многие владельцы пытаются не менять, а восстанавливать поврежденные кузовные элементы. Естественно, что именно они через какое-то время первыми будут повреждены коррозией. Не назовешь низким и ценник на лобовое стекло Mazda 3. Это особенно обидно, поскольку оно нередко трескается. И это притом, что подогрева стекла в области дворников, который в наших условиях был бы совсем не лишним, японский автомобиль лишен. Довольно дорого обойдется замена передней оптики. Особенно это справедливо, если автомобиль оснащен опциональными ксеноновыми фарами. Кстати, справиться с заменой перегоревших ламп в Mazda 3 удастся далеко не всем владельцам. Доступ к ним затруднен, из-за чего казалось бы простая операция может серьезно затянуться. Из менее существенных проблем можно отметить слабые дверные ограничители. При интенсивном использовании автомобиля они перестают выполнять свою функцию буквально через 2-3 года. Чуть позже сдается электрический привод складывания зеркал заднего вида. От частого использования его пластиковые шестерни банально ломаются.