Волге ГАЗ 24 — 50 лет | AUTO-TIP
Auto History

Волге ГАЗ 24 — 50 лет

 

В самом середине июля в нашей стране отмечался юбилей наверное самого элегантного автомобиля СССР Волга ГАЗ 24. Я уже делал довольно подробную статью об этой машине. Однако сегодня, считаю возможным вновь обратится к теме «двадцатьчетверки».

Действительно предыдущая модель ГАЗа с индексом ГАЗ 21 Волга выпускавшаяся с 1956 года к концу шестидесятых успела порядком устареть. При довольно объемном кузове, у нее был небольшой багажник, да и современным требованиям по безопасности она мало удовлетворяла.

К тому же премьер Никита Хрущев, старавшийся во всем догнать и перегнать Америку настаивал на появлении новой машины, хотя сам, естественно пользовался ЗИЛом. Но наверное решающую роль в появлении 24-й модели сыграла проведенная в июле 1959 году, в парке Сокольники Американская национальная выставка.

Советские граждане наверное впервые получили возможность увидеть как живут в США. Ну а чем же еще можно объяснить тот факт, что только в первый день высевку посетило более 75 тысяч человек. Всего же за все время работы в сокольниках побывало 4 миллиона граждан СССР.

Главный павильон представляет собой купол-полусферу, там на семи огромных экранах демонстрировались фильмы рассказывающие о городах и природе США. Была экспозиция созданная Уолтон Диснеем Циркорама. Построенная по принципу известных в СССР диарам. Граждане страны увидели как выглядят современные вычислительные машины, магазины самообслуживания(супермаркеты), узнали, что есть замороженные полуфабрикаты и много чего еще.

Однако, наверное наибольший интерес у мужской части посетителей вызвала экспозиция Большой американской тройки General Motors, Ford и Chrysler. Еще бы ведь в Москву привезли весь актуальный модельный ряд. А чего стоила фотография рабочего державшего кузов Chevrolet Corvette. Нет, он не был силачей, просто она была изготовлена из углепластика.

Посетил выставку и Хрущев. Который с интересом рассматривал все экспонаты и подолгу задерживался у стендов. Вместе с ним, в свите присутствовали и директора автомобильных заводов, и простые инженеры головных предприятий. Как следствие, итогами этого шоу Никита Сергеевич остался недоволен. В автомобильной сфере противопоставить американцам СССР было нечего.

Но тут вина не инженеров. Дело в том, что железный занавес после завершения Второй мировой войны вновь опустился. И наши инженеры были вынуждены творить, что называется варясь в собственном соку. Конечно же появлению новых идей это не способствовало. А тут у них появилась реальная возможность увидеть и осмотреть новинки из-за океана. В частности им приглянулись модели Ford Falcon и Plymouth Valiant(последний даже специально закупят в штатах, потратив драгоценную валюту).

И работа в Горьком (теперь вновь Нижнем Новгороде) закипела. Уже в 1963 году художник Лев Еремеев создает ходовой макет новинки. Ее так тщательно скрывали, что найти фотографии почти невозможно. Тот автомобиль уж очень походил на своих американских собратьев. Более поздние машины уже имели привычный нам вид. Правда были сделаны и варианты с четырьмя фарами, но в серию они так и не пошли. Важно другое, что на них не было характерной выштамповки на капоте. Почему же она там появилась?

Обидно, но как это обычно было в СССР, все, что не касалось обороны или не предназначалось для элиты, делалось по остаточному принципу. Так инженеры запланировали сделать автомобиль с четырьмя вариантами двигателей. Базовый четырехцилиндровый (он предназначался в первую очередь для такси), V6 — для продажи машины гражданским лицам, V8- для спецслужб и даже дизель — для Европы. Дизеля под капотом появились позднее, но их переделывали дилеры из Европы.

 

Кстати за несколько лет было сделано более шести макетов из пластилина с двумя и четырьмя фарами, круглой или прямоугольной формы. И вот в 1966 изготовили два ходовых экземпляра. Технически они были идентичными. Однако дизайн фар и решетки отличался. К примеру четырехфарные машины ГАЗ -24-14 и 24-15 оснастили одинаковыми моторами V6 с отдачей в 140 лошадиных сил. Одна щеголяла «автоматом», а у второй была механика. Но тут создателям, что называется дали по рукам. Зачем придумывать велосипед? Вот, берите, проверенный хорошо знакомый всем мотор от 21-й Волги и приспосабливайте его в ГАЗ 24. Вот тогда и появилась выштамповка. Проблема в том, что двигало от 21-й конструировали с учетом особенностей капота уходящей на покой машины. И в моторный отсек новинки его круглый фильтр попросту не помещался.

Тем не менее уже с 1968 года было налажено мелкосерийное производство автомобилей. Кстати универсал появился в том же 68-м. Правда у него не было характерного антикрыло в задней части модели.

Но конечно же, даже в том виде 24-я стала огромным прорывом. Она была ниже двадцать первой, это сказалось на управляемости автомобиля. При том, что она стала короче, в ней было больше места. Обдув был направлен не только на переднее стекло, но и на заднее. Хромированные накладки на задних стойках были отнюдь не декоративными, через специальные отверстия они так же проветривали салон. Впервые в серийном автомобиле появился штатный трехдиапазонный приемник. В европе автомобиль комплектовали и кассетным магнитофоном с двумя динамиками.

Из технических новшеств стоит отметить — синхронизированную механическую коробку передач, тормозную система с раздельными приводами и полнопоточный масляный фильтр, амортизаторы установленные на ГАЗ 24 были телескопического типа. Карданная передача была двухшарнирная, а задний мост имел разрезной картер. Все тормоза были барабанными, но они имели гидравлический привод и автоматическую регулировку зазора. Конечно были и недостатки. Это слабый мотор, неправильно сконструированный багажник. Там лежало полноразмерное запасное колесо, которое скрадывало его часть. Ну а погрузочная высота была излишне высокой.

Нудно отдать должное газовским автомобилестроителям, ведь автомобиль постоянно совершенствовался. Уже в 1973 появился вариант ГАЗ 3101 дизайнера Киреева. Он своим видом кардинально отличался от серийных образцов, но в серию не пошел.

А что же юбиляр? Первые модификации не имели ремней безопасности. Переднее сидение при этом было трехместным, если же пассажир отсутствовал, то можно было разложить подлокотник. Позднее, с появлением ремней безопасности, кресла водителя и пассажира стали раздельными, а подлокотник исчез напроч. У первых машин был оригинальный ленточный спидометр, но его тоже заменили, на более надежный и точный стрелочный. В общем машина понравилась автомобилистам, но, как и многое в СССР, она была плодом который был сладок, и недоступен как все запретное. При цене в 9 тысяч рублей, она потом возрастет до 11, а потом уже и до 15 тысяч купить в свободной продаже его было невозможно. Даже если бы у вас были эти деньги, то ГАЗ 24 было ничтожно мало.

Основная часть автомобилей шла в государственные структуры и в такси. Можно было заплатить две цены и взять автомобиль. Правда вами бы неизбежно заинтересовались в ОБХСС(отдел по борьбе с расхитителями социалистической собственности) . Поэтому директора магазинов, покупали их на другое имя, как правило на собственным матерей. Конечно же Волги были у известных артистов, космонавтов и спортсменов.

Можно было купить Волгу в магазине Березка(это были такие специализированные торговые точки где платить нужно было не рублями, а чеками Внешпосылторга. Там было все, импортная еда, одежда, темника и автомобили. Там обычно отоваривались дипломаты и советские сотрудники МИДа или служащие побывавшие в заграничных командировках) на черном рынке чеки тоже были, за каждый номинальный чек просили как минимум 4 рубля, аналогично стоил и доллар. Правда доллары были не нужны, а чеки очень. Но и тут могла возникнуть проблема. К вам опять же могли подойти милиционеры или даже сотрудники КГБ и вполне обосновано спросить откуда они у вас.

Как бы там ни было но автомобили выпускались, пусть и с небольшими изменения почти до середины 90-х годов прошлого века. Поэтому сегодня я хочу просто поздравить юбиляра! Волга ГАЗ 24 с днем рождения!

Источник

 

 

Powered by WordPress RSS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *