В последнее время, когда особенно популярны стали услуги каршеринга в больших городах, появились и жалобы пользователей на некоторые существенные, по их мнению, недостатки работы сервиса. В частности, в соц.сетях широкую огласку получила история о том, как один из заказчиков, воспользовавшийся услугами машины напрокат, получил в итоге сообщение о блокировке своего аккаунта в системе.
Согласно присланному сообщению, это было необходимой мерой из-за серьёзного нарушения скоростного режима, который был превышен почти вдвое. При этом, по словам пользователя, просьба предоставить доказательства нарушения осталась без ответа, а сам молодой человек уверяет, что нарушения в действительности не было, как не было и официальных штрафов от ГИБДД.
Чтобы разобраться в создавшейся ситуации, журналисты обратились за разъяснениями к руководителям каршеринговых служб, и подробно выяснили, как и почему принимаются решения о блокировке пользователей, и какие именно данные собирает телематика.
Прежде всего, выяснился тот факт, что сбор данных о самых разных аспектах движения каршерингового автомобиля является непременным атрибутом функционирования подобных служб. Специальные системы слежения и датчики устанавливаются на все без исключения транспортные средства, и собирают огромное количество информации даже при отсутствии стабильного покрытия сети. Некоторые данные остаются даже необработанными, так как с каждого автомобиля их поступает слишком много. Есть разные варианты систем слежения, некоторые из них представляют собой более простые схемы, некоторые настраиваются и регулируются индивидуально под запросы конкретной каршеринговой компании.
Телематика в среднем легко отслеживает такие показатели, как:
- Скорость движения;
- Угол поворота руля;
- Интенсивность торможения;
- Нюансы эксплуатации;
- Потребность в заправке или ремонте;
- Наличие и количество нарушений ПДД на маршруте.
Перечень можно продолжить, вплоть до информации о том, открыты ли двери, и опущен ли ручной тормоз на стоянке. Поэтому неудивительно, что телематика может отследить практически любые данные, которые будут недоступны пользователю, но открыты для анализа обслуживающим подразделениям и владельцам компании.
По словам экспертов и специалистов каршеринговых компаний, использование такой системы является обязательным для того, чтобы сделать эксплуатацию автомобилей безопасной для пользователей и владельцев машин, а также для того, чтобы снизить количество ДТП и избежать вероятных рисков в процессе движения. Несмотря на расхожие мнения, блокировка в системе не производится просто так. Если нарушение скоростного режима зафиксировано один раз, оператор может связаться с пользователем, предупредить об опасности и рекомендовать снизить скорость, учитываются при этом и обстоятельства, когда и где произошло нарушение, было ли оно отчасти вынужденным. Неоправданная блокировка пользователей не производится ни в одном из случаев, и общий процент таких ситуаций составляет менее 1% от всего количества операций аренды машин, и для этого серьёзных нарушений должно быть очень много.