Трактор СТЗ-15/30. Труженик эпохи индустриализации | AUTO-TIP
Auto History

Трактор СТЗ-15/30. Труженик эпохи индустриализации

По значимости этого трактора для страны в своё время, его можно было сравнить разве что со значимостью «полуторки» ГАЗ-АА, среди грузовиков, то есть переоценить важность этой простенькой и примитивной машины невозможно.

Трактор СТЗ-15/30. Труженик  эпохи индустриализации

Колёсный трактор СТЗ-15/30 был самым массовым сельскохозяйственным трактором в СССР первой половины 20 века. Первый трактор покинул ворота заводского цеха 17 июня 1930 года, известно даже точное время — в 15 часов. К апрелю 1932 года недавно построенный Сталинградский тракторный завод вышел на свою проектную мощность, ежесуточно с конвейера завода сходило 144 трактора СТЗ-15/30, еще именовавшегося как СТЗ-1. Помимо Сталинграда, трактор выпускался еще и в Харькове, а впоследствии и на нескольких авторемонтных заводах, выпускались они до 1950 года, суммарное количество произведенных тракторов составило 390500 экземпляров.

Трактор СТЗ-15/30. Труженик  эпохи индустриализации
Трактор СТЗ-15/30. Труженик  эпохи индустриализации

В основе трактора, традиционного для советской автотракторной промышленности тех лет, лежала американская конструкция, трактор Mc Cormic International 15/30, производившейся компанией International Harvester с 1921 по 1934 год. Советский трактор представлял собой практически точную копию американского, сохранился даже американский индекс, через дробь.

Mc Cormic International 15/30

Трактор СТЗ-15/30. Труженик  эпохи индустриализации

Чугунная литая рама трактора одновременно была и картером трансмиссии, весь трактор целиком был металлическим, даже сидение было металлическим, а на колёсах вместо привычных ныне резиновых шин были железные грунтозацепы. Предполагалось, что трактор по автомобильным дорогам передвигаться не будет, его удел – пашня.

 

Трактор СТЗ-15/30. Труженик  эпохи индустриализации
Трактор СТЗ-15/30. Труженик  эпохи индустриализации
Трактор СТЗ-15/30. Труженик  эпохи индустриализации

Двигатель трактора развивал смехотворную по нынешним временам мощность в 31.5 лошадиную силу, был четырёхцилиндровым карбюраторным, но топливом для него служил не бензин, а керосин. Зажигание было от магнето, как и у многих автомобилей того времени, но в отличии от своих современников, мотор этого трактора обладал полноценным масляным насосом, масляным и воздушным фильтрами, что значительно продляло срок его службы.

Трактор СТЗ-15/30. Труженик  эпохи индустриализации

Работал трактор с двух и трёхкорпусными плугами, а так же другим сельхозоборудованием, в том числе механизированным, для привода которого имелся вал отбора мощности, мог работать и как стационарная силовая установка для привода различного стационарного сельхозоборудования.

Трактор СТЗ-15/30. Труженик  эпохи индустриализации
Трактор СТЗ-15/30. Труженик  эпохи индустриализации

Это была очень простая по своему техническому устройству машина, активно входившая с жизнь советского села в 30-х годах, причем управляли ней не только мужчины, но и женщины, а во время войны – в основном только женщины.

Трактор СТЗ-15/30. Труженик  эпохи индустриализации

Именно на таком тракторе работала легендарная советская активистка Стахановского движения Прасковья (Паша) Ангелина, в 1933 году на Старобешевской машинно-тракторной станции (Донецкая область) она организовала женскую тракторную бригаду, одна из первых женщин-трактористов. «Сто тысяч подруг — на трактор!» — этот её лозунг, провозглашенный в 1938 году долгое время приводился в пример советской агитацией.

Трактор СТЗ-15/30. Труженик  эпохи индустриализации

Трудно переоценить вклад этого трактора в сельское хозяйство страны, это машина эпохи, эпохи индустриализации, самоотверженного труда и веры человека в светлое будущее.

источник

 

 
 

Powered by WordPress RSS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *