Сухопутный Barkas родом из ГДР | AUTO-TIP
Auto History

Сухопутный Barkas родом из ГДР

Сухопутный Barkas  родом из ГДР

Этот любопытный автомобиль встречался на наших дорогах, хоть в СССР он массово не завозился. Такой, «рафик» из страны, которой ныне нет, в своё время входившей в соцлагерь. В разные годы мне довелось видеть эту машину в совершенно разных модификациях, это и грузовичок грузоподъемность в 1 тонну (примерно) и микроавтобус, правда, уже переделанный в овощевозку, и закрытый цельнометаллический фурон, и даже, однажды, трёхосную модификацию – эвакуатор.

Сухопутный Barkas  родом из ГДР

Часто они встречались в начале 90-х, когда «Газель» еще не получила широкого распространения, а разные «Форды» и всякие японские микроавтобусы были слишком дороги для использования их в качестве подвоза овощей на рынок, как и польские «Жук» и Nysa, машина была востребована в этой отрасли коммерции.

Сухопутный Barkas  родом из ГДР

Началось производство «Баркаса» на «народном предприятии» VEB Barkas-Werke в далёком 1961 году в городе Хемниц (тогда он назвался Карл-Маркс-Штадт) и продлилось до 1991 года, без значительных модернизаций. Как говорят, совершенство в изменениях не нуждается, хотя назвать «Баркас» совершенством, ну как минимум – трудно. Впрочем, машина была любопытная с технической точки зрения, а в чём-то и удивительной.

Сухопутный Barkas  родом из ГДР

«Баркас» был переднеприводный, что уже само по себе удивительно. Грузовик, микроавтобус, передний привод в 60-х. Круто! Вот только мотор был слабоват.

Сухопутный Barkas  родом из ГДР

Поначалу на «Баркас» ставили двигатель от Wartburg, двухтактный воздушного охлаждения мощностью всего лишь в 37 л.с. Мотор был двухтактный. Вскоре мощность двигателя выросла до 42 л.с., а затем до 45 л.с., появилась жидкостная система охлаждения, но тип двигателя был всё такой же – двухтактный, заправлялась машина смесью бензина и двухтактного моторного масла, такая смесь продавалась на обычных заправках.

Сухопутный Barkas  родом из ГДР

В 1969 году была предпринята попытка устанавливать на «Баркас» советский четырёхтактный бензиновый мотор от «Москвича 412», но из-за дефицита этих моторов, которых и для «Москвичей» едва хватало, сотрудничества не получилось. Были и эксперименты с дизелем, впрочем, без особого успеха.

Так и продолжил «Баркас» оставлять за собой сизый дым, и лишь в 1989 году, за пару лет до остановки производства, стали устанавливать карбюраторный четырёхтактный двигатель VW объемом 1.3 литра.

Сухопутный Barkas  родом из ГДР

Наверное в это трудно поверить, но среди многочисленных модификаций этого автомобиля был даже… седельный тягач. Я уж молчу про всякую спецтехнику вроде пожарных машин, автолестниц и т.д.

Сухопутный Barkas  родом из ГДР

Вообще, саксонскому инженерному гению удалось сделать машину, которая могла перевозить груз весом чуть меньше, чем был собственный вес грузовика, при этом технически машина была очень простая и неприхотливая.

 

Сухопутный Barkas  родом из ГДР

У фургонов и микроавтобусов рама была интегрирована в кузов, как у современных «паркетников», а у грузовичков была своя собственная, хребтовая рама. Подвеса была независимой, торсионной, у пустых грузовиков задние колёса слегка «косолапили». Расход топлива в среднем составлял 10 литров, а вот максимальная скорость небольшой, более 90 км/час микроавтобус разгонять крайне не рекомендовалось, двухтактный мотор не любит высоких оборотов.

Сухопутный Barkas  родом из ГДР

Тормозная система была прогрессивной, двухконтурной, в то время еще даже легковые автомобили часто выпускали с одноконтурной.

Сухопутный Barkas  родом из ГДР

Дизайн «Баркаса» можно назвать самобытным, и каким-то неустаревающим, что ли. В 60-х и 70-х он был вполне актуальным, в 80-х конечно стал уже старомодным, да и двухтактный мотор был морально устаревшим. Установка лицензионного двигателя VW в конце 80-х уже не могла повлиять на ситуацию и спасти машину.

Сухопутный Barkas  родом из ГДР

Падение Берлинской стены принесло на вторичный рынок бывшей ГДР огромное количество микроавтобусов, хоть и не новых, наибольшим спросом пользовался VW T2, но превосходивших «Баркас» по ряду параметров.

Падение «железного занавеса» в свою очередь принесло на дороги бывшего СССР некоторое количество «Баркасов». Стоили они дёшево, ведь ставшие вмиг ненужными в Германии, машины представляли собой определенную проблему в условиях нехватки свободного пространства, как и «Трабант», немцы недорого продавали «Баркас» всем, кто готов был его купить, содействовали и муниципалитеты, при условии, что машина навсегда покинет страну.

Сухопутный Barkas  родом из ГДР

А вот у жителей бывшего СССР, где микроавтобусы и грузовики частному лицу не продавались в принципе, «Баркас» стал популярен на небольшой промежуток времени. Машина была «привычной» нам, в плане простоты технического устройства, смущал советских автовладельцев передний привод, который они только-только увидели на новых «Тавриях», переднеприводных «ВАЗ-08, 09» и «Москвич 2141», а тут, немецкий грузовик 60-х годов и уже с передним приводом, но в то же время с архаичным двухтактным мотором. Разрыв шаблона тот еще. Но это еще мелочи.

Сухопутный Barkas  родом из ГДР

«Баркасы» чуть было не сменили страну производства с Германии на Россию. В начале 90-х планировалось купить ставшую ненужной немцам производственную линию, смонтировать её в Ленинградской области на Кировском заводе. Немцы охотно соглашались продать оборудование, ставшее им ненужным хоть кому-то, кто его купит. В России собирались выпускать «Баркас» с мотором от вазовской классики.

Сухопутный Barkas  родом из ГДР

В 1993 году всё было готово, немцы педантично разобрали производственную линию и упаковали её, подготовив к отправке. От российской стороны требовалась лишь оплата, но из-за финансовых трудностей она так и не поступила. Год спустя немцы сдали производственную линию в металлолом. Так и закончилась история «народного» восточногерманского микроавтобуса, и грузовика, выпускавшегося 30 лет без смены модели. Впрочем, в Восточной Германии помнят эту машину, и «Баркас» на ходу, в хорошем состоянии там можно встретить.

Сухопутный Barkas  родом из ГДР

На вторичном рынке «Баркасы» еще встречаются, особенно на Украине, ценовой диапазон от $400 до $2400, но сейчас вряд ли они интересуют кого-то, кроме реставраторов и различных автомобильных энтузиастов – ценителей олдтаймеров.

источник

 

 
 

Powered by WordPress RSS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *