С 2014 по 2020 год цена на новые автомобили увеличилась, в среднем, в 1,5 раза. Причем изменения стоимости коснулись не только иномарок, но и отечественный автопром. Рынок поддержанных также отреагировал, и вовсе не в пользу покупателей. В 2020 году автолюбители получили еще один «приятный» в виде дополнительного роста стоимости на 7-10%.
Период 2014-2019 год
Цена на автомобиль в 2014 году по состоянию на декабрь 2019 года выросла на 54%. Если в 2014 году достаточно было иметь на руках чуть больше миллиона рублей, чтобы стать владельцем нового авто, то к декабрю 2019 года приходилось выложить в автосалон не менее полутора миллионов рублей.
Самый активный рост наблюдался на пороге 2014 и 2015 годов. Уже тогда цена новых автомобилей подросла минимум на 15%. В 2019 году повышение ставки НДС не могло не затронуть авторынок. Как новые, так и подержанные автомобили только из-за законодательных изменений добавили больше 10% к стоимости.
К примеру, Lada Vesta в спортивной комплектации перешагнула отметку в миллион рублей. Выходя из автосалона, любой автомобиль теряет сразу 15-20% от первоначальной стоимости, и в 2020 году приобрести отечественный автомобиль этой модели, но 2019 года выпуска можно от 800000 рублей, и не факт, что авто будет в технически идеальном состоянии.
Причина роста цена на новые и подержанные автомобили обусловлена девальвацией отечественной валюты по отношению к мировым валютам. Рост ставки НДС стал сопутствующим фактором.
Рост стоимости на подержанные автомобили обусловлен вовсе не жадностью продавцов б/у автомобилей. Цена на запчасти на любую иномарку так или иначе привязана к доллару США или евро, соответственно, падение курса рубля мгновенно отражается на конечной стоимости.
Популярные в России торговые площадки с августа 2019 года показали устойчивый рост стоимости на поддержанные автомобили, не старше 3 лет, в среднем, на 10%. Более молодое поколение, на котором отъездили до 2 лет, также выросли в цене, в среднем на 5-7%.
Рост стоимости «свежих» б/у автомобилей объясняется несколькими факторами:
- Зависимость от цена на первичном рынке.
- Наличие действующей гарантии.
- Минимальный пробег.
По этой причине владельцы автомобилей стараются их продать по цене, максимально приближенной к первоначальной.
Что с продажами в 2020
С начала года мировой экономический кризис, связанный с пандемией и падением цен на нефть, ощутимо ударил по платежеспособности населения. Продажи новых автомобилей рухнули на 25-30% в сравнении с 2019 годом.
С другой стороны, вторичный рынок не так остро отреагировал на количество совершаемых сделок, но все упирается в вопрос цены. Сегодня сложно получить от продавца мотивированное обоснование выставленной стоимости на продаваемый авто. Аргументы всегда одинаковые:
- курс доллара или евро;
- постоянно растущая цена на новые авто.
Что говорить, если ряд известных мировых автопроизводителей попросту ушли с российского рынка ввиду убыточности деятельности.
В конечном итоге, люди, годами откладывавшие деньги на обновление или покупку нового железного коня, вынуждены участвовать в гонке за конечной стоимостью на авто на первичном рынке. Можно купить подержанный автомобиль с рук по сносной цене, но это не даст гарантии его качества и службы без срочного ремонта.
Предпосылок для остановки бесконечного роста цен нет, и в обозримом будущем ожидать улучшения ситуации не приходится. Банковский сектор также испытывает не самые лучшие времена. Если раньше оформить кредит на подержанный автомобиль было реально, то сейчас придется серьезно «поднапрячься», чтобы доказать свою платежеспособность.