При управлении транспортным средством торможении играет одну из ключевых ролей. Функция помогает комфортно входить в поворот, регулировать скорость транспортного средства, остановить машину в стандартной или критической ситуации, минимизируя последствия ДТП.
Особенности торможения на дорогах
Обучаясь навыкам вождения, следует не только научиться разгонять авто и переключать скоростные режимы, но и тормозить. Это важно: в случае, когда перед авто возникнет помеха, умелое управление транспортным средством в процессе экстренного торможения позволит спасти машину и жизни многих, включая самого водителя.
Чтобы торможение было максимально эффективным, рекомендуется:
- заранее позаботиться о «переобувке» машины в зависимости от сезона. Важным элементом торможения является максимальное сцепление с дорожным покрытием. Если использовать летнюю резину на заснеженной трассе, то даже у самого умелого водителя будут проблемы при нажатии педали тормоза;
- в стандартных ситуациях тормозить исключительно с помощью двигателя;
- управлять транспортным средством только на своей полосе, т.е. соблюдать принцип прямолинейного движения на дорогах;
- уменьшать скорость при любых подозрениях на отказ тормозной системы.
Принцип торможения автомобиля предельно простой: при отсутствии активного крутящего момента шины авто увеличивают силу трения с дорожным покрытием, что заставляет автомобиль сбросить скорость и остановиться.
Скорость торможения зависит не только от покрытия дорог и шин, но и от скорости разгона машины до включения тормозной функции. Так, если автомобиль двигался со скоростью менее 10 км/ч, даже экстренное торможение будет довольно «мягким»: при отсутствии скорости движение по инерции будет минимальным.
И, напротив: при резком торможении на максимальных скоростях автомобиль будет буквально «кренить», или «клевать» передней частью. При этом увеличится тормозной путь: в зависимости от типа авто и ранее набранного скоростного режима, он составит не менее 3 метров.
Способы торможения
В зависимости от ситуации на дорогах торможение бывает следующих видов:
- Стандартное.
- Критическое.
- Аварийное.
- Торможение двигателем.
Со стандартным торможением сталкивался каждый: оно используется каждый день, когда нужно остановить машину или слегка сбавить скорость. Критическое торможение представляет собой резкое нажатие педали тормоза во избежание столкновения. Аварийное торможение представляет собой управление автомобилем с неработающей системой тормозов (сбрасывание скорости)
Торможение двигателем
Реже всего используется торможение двигателем. По сути, метод представляет собой движение вхолостую: когда водитель убирает ногу с педали газа при включенной трансмиссии. При этом автоматически замедляется количество оборотов двигателя: мощность падает, автомобиль начинает плавно тормозить.
Основное преимущество этого способа торможения – медленное, мягкое снижение скорости и экономия топлива. Поэтому этот вариант часто используется в городской среде, при въезде в парковочную зону.
Другой плюс торможения двигателем – пониженная нагрузка на шины. При нажатии на педаль тормоза в стандартной ситуации автомобиль владельца начинает экстренно снижать скорость: сила трения функционирует на максимальном уровне, покрышки стираются.
Вариант также подходит при плавном повороте, так как позволяет лучше управлять транспортным средством. Такой ход также применяется на проблемной трассе: серпантин, мокрый асфальт, плохое покрытие.