Советский трактор «Коммунар» | AUTO-TIP
Auto History

Советский трактор «Коммунар»

Советский трактор «Коммунар»

Трактор на гусеничном ходу имеет ряд важных преимуществ перед своим колёсным собратом. Самым главным преимуществом является его работоспособность при любой погоде. Гусеничный трактор уверенно шел по весенней распутице там, где колёсный (а колёса у тракторов первых десятилетий 20 века были железные) не мог пройти и сам, не то что выполнять полевые работы. Да и на твердой грунтовой дороге у гусеничного трактора сопротивление движению меньше чем у колёсного, коэффициент использования мощности двигателя для создания тяги выше, расход топлива на единицу тяговой мощности меньше.

Советский трактор «Коммунар»

Все эти преимущества учитывались комиссией по механизации сельского хозяйства, основной движущей силой которого в 20-х годах прошлого века была лошадь. Поскольку в Европе трактора уже во всю применялись, в СССР решили идти упрощенным путём при проектировании своего нового гусеничного трактора. Купили в Германии трактор Hanomag WD 50, и начали внимательно его изучать. Это был простой и добротно сделанный практичными немцами трактор.

В процессе изучения выяснился ряд моментов, препятствовавших простому копированию этого трактора. Двигатель у «Ганомага» был бензиновый, а в СССР трактора до середины 30-х работали на керосине и даже на лигроине. На керосине двигатель «Ганомага» развивал недостаточную мощность, не дотягивал даже до 40 л.с. Двигатель пришлось значительно переделывать, в процессе работы над ним, фактически пришлось переделывать в тракторе почти всё, так что считать «Коммунар» точной копией «Ганомага» нельзя, общей у них осталась лишь концепция, да внешний вид был схож.

Советский трактор «Коммунар»

Рама трактора была клёпаной, и составляла одно целое с гусеничными основами-рамами. Увеличение веса двигателя (в сравнении с «Ганомагом») потребовало увеличения ширины гусениц, у «Коммунара они стали шире, а сами гусеницы – длиннее. Опорные катки и прочие механизмы гусеничных ходов были закрыты железными щитами, предохранявшими от попадания крупных камней и крупных кусков грязи, детали передаточного механизма были дополнительно защищены от грязи.

Советский трактор «Коммунар»

Двигатель был карбюраторный, четырхцилиндровый, работал на керосине. Поначалу его мощность составляла 50 л.с., затем появились модификации мощностью 75 и 90 л.с. Все цилиндры мотора были отдельными, в системе смазки был применен сдвоенный маслонасос, зажигание – от магнето с автоматической регулировкой. Запускался двигатель пусковой рукояткой, через редуктор с передаточным числом 2.

 

Советский трактор «Коммунар»

Выпуск трактора «Коммунар» начался в 1924 году на Харьковском, тогда еще паровозостроительном заводе, оборудование для непрофильной на тот момент продукции свозилось отовсюду, в основном оно было старое и не позволяло предприятию работать на полную мощность. Лишь к 1930 году завод станет выпускать 300 машин в год, а за всё время производства, с 1924 по 1931 год было выпущено около 2000 штук.

Советский трактор «Коммунар»

Основным предназначением трактора была работа в сельском хозяйстве, с 6 и 8 корпусными плугами и другими сельскохозяйственными немеханизированными приспособлениями. Мог использоваться как стационарная силовая установка, как тягач на лесозаготовках.

Советский трактор «Коммунар»

Некоторое количество этих тракторов даже применялось в качестве артиллерийских тягачей, правда скорость их была невелика, до 7 км/час с мотором мощностью 50 л.с. и до 15 км/час с мотором мощностью 90 л.с. Коробка передач имела 3 скорости переднего хода и одну реверсную.

Советский трактор «Коммунар»

До наших дней не сохранилось ни одного ходового экземпляра этого трактора. Известно лишь, что на острове Вайгач сохранился остов трактора, рама с гусеницами. Возможно, когда-то энтузиасты доставят его на «большую землю» и отреставрируют, сохранив эту частичку технической истории России.

источник

 

 
 

Powered by WordPress RSS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *