1 марта 2012 года начались продажи Renault Duster первого поколения. За это время изменилось многое. Но это лишний повод вспомнить историю этого автомобиля. Ведь армия владельцев этого неприхотливого и неказистого, правда только на первый взгляд, кроссовера или внедорожника огромна. В качестве средства передвижения его выбрало почти полмиллиона россиян. Это, кстати, абсолютный рекорд. Ведь автомобиль обогнал по продажам даже нашу классическую модель Lada 4×4.
А теперь давайте отправимся в Румынию, нет, вернее в Социалистическую республику Румыния на завод Auto Romania ARO где с 1980 года производился легкий внедорожник ARO-10. Это был классический, как тогда считалось, внедорожник. На несущей раме, с независимой передней подвеской, на поперечных рычагах с пружинами. Вот задняя подвеска менялась. Так если изначально она строилась на поперечных рычагах, то потом там появился жесткий мост и рессоры. При этом в Румынии был еще и завод Dacia который производил моторы и автомобили по французской лицензии Renault. Поскольку возможностей у небольшого ARO было не много, то в качестве силового агрегата использовали двигатель и даже некоторые узлы от автомобилей Dacia 1300/Dacia 1410, которые по лицензии и выпускались. Маломощный моторчик справлялся со своей работой лишь потому, что внедорожник был на удивление легким. Так вот не смотря на неказистую внешность, он тем не менее экспортировался в Европу и Великобританию. Где и продавался по именем Dacia Duster или ARO Duster. Где слово Duster можно перевести как «пыль» или «пыльник». Запомним это. Хотя тот Duster к герою рассказа отношения не имеет.
Теперь перенесемся во Францию, в штаб-квартиру Renault, в самое начало 2000-х. Дело в том, что пристрастия автомобилистов стали меняться. И если раньше всем больше нравились универсалы и хетчбэки, то сегодня всем срочно понадобились именно кроссоверы. Хотя, как показывает статистика 85 процентов владельцев подобных машин дорог с твердым покрытием не покидает. К середине первого десятилетия нового века стало понятно, что существующая линейка кроссоверов с ромбом на радиаторе существенно проигрывает своим конкурентам. Ну не пользуется она популярностью. В тоже время, выкупленный в 1999 году завод Dacia в Румынии, начал производство автомобиля Logan ставшего в последствии бестселлером. Он выпускался на всемирной платформе В0. Причем с 2004 года машина вошла в десятку не только самых продаваемых, но и самых надежных.
Тогда и было принято решение наладить в Румынии производство бюджетного кроссовера среднего класса. Причем для сокращения затрат на разработку и внедрение, решили использовать даже целые узлы и агрегаты от уже имеющихся машин Альянса Renault-Nissan. Да, над «тележкой» пришлось поработать, ведь кроссовер должен был иметь систему полного привода. В остальном был задействован режим максимальной экономии.
Дизайнером новой машины, которой решили присвоить имя Duster(вот и привет из прошлого. ARO Duster, помните), стал Эрде Тунга, родившийся в Улан-Баторе. Как он упомянул в одном из интервью: «я рисовал автомобиль, держа в уме облик Renault 4L». Кстати, та машина простояла в производстве 30 лет(!).
В момент появления Dacia Duster в 2009 году никто из производителей не мог предложить легкий кроссовер за такие деньги. При этом машина обладала отменной геометрической проходимостью, выносливостью и самое главное, была очень надежной. А неказистая внешность и интерьер казались не стоящими внимания.
И вот тут возник вопрос иного плана. Renault рассматривала Россию в качестве одного из самых перспективных рынков, пусть и наряду с Бразилией, Индией и Колумбией. Ну по уровню доходов и развитию мы не сильно отличаемся. Так вот перед компанией встал вопрос ребром. Ввоизить машины из Румынии? Но тогда, с учетом таможенных пошлин они потеряют всю свою привлекательность. И как быть с именем? Французский бренд был, что называется, у всех на устах. А вот с продукцией Dacia россияне были не очень знакрбмсы, или помнили довольно убого смотревшиеся модели из Социалистической республики Румыния. Именно тогда и было принято два решения. Одно, лично я, считаю не совсем верным. Дело в том, что ассоциировавшиеся с дорогими машина модели компании Renault неожиданно перешли в разряд недорогих и доступных. Это, на мой взгляд, сильно ударило по имиджу марки. А вот второе решение было верным на все 100 процентов. Французы не только организовали сборку кроссоверов в нашей стране, но еще и адаптировали модель под реалии России.
В 2012 свет увидели первые модели с табличкой «Сделано в России», а еще через год появились в продаже кроссоверы подвергшиеся рестайлинг. Над ним, кстати работал наш соотечественник Евгений Ткачев, один из авторов нового фирменного стиля автомобилей Lada X-Ray.
В 2017 в Румынии появился автомобиль второго поколения. Гамма силовых агрегатов расширилась, изменилась и внешность. Да и потом, кто сказал, что дешево это обязательно синоним некрасиво? Автомобиль стал выглядеть солиднее. Он стал комфортнее, экономичнее, и более технологичным. Но при этом не потерял своих главных качеств: надежность и проходимость.
Однако зря российские любители внедорожника ждали его в 2018. Представительство Renault-Россия решило немного изменить машину и вновь адаптировать ее под непростые условия эксплуатации. Поэтому новая модель появилась лишь в этом году. Какой она стала? Я постараюсь рассказать в самое ближайшее время. Но я почти уверен, что при всех изменениях новый Duster стал явно не хуже.
источник