Многие хотя бы раз в жизни видели видеокадры из кабины современного самолета-истребителя, где пилоту проецируется необходимая информация на лобовом стекле. Такая технология стала использоваться не только в военной авионике, но и в гражданском автомобилестроении.
Что это такое
Дословно head-up display (hud) – это проекционный дисплей, предназначенный для информирования автомобилиста без необходимости отвлечения от процесса управления автомобилем.
Впервые серийные автомобили стали оснащаться системой HUD в далеком 1988 году. Дебютантом стал седан Oldsmobile Cutlass Supreme от концерна General Motors. Изначально проекция был исключительно монохромной, но позже появились цветные вариации в премиальном сегменте автомобилей.
Сегодня системой HUD оснащаются и обычные серийные машины, доступные многим гражданам РФ.
Как это работает
В проекции информации на лобовое стекло принимает участие 2 ключевых элемента системы HUD:
- Диагностический блок OBD – направляет данные на электронный блок-проектор.
- Электронный блок-проектор – обрабатывает полученные сведения и выводит проекцию на светоотражающую поверхность.
Информация может выводиться как на лобовое стекло, таки и на выдвижной прозрачный экран – в серийных автомобилях реализуются обе схемы.
Что отображается на проекции
Любые сведения, которые содержаться в OBD могут быть спроецированы на лобовое стекло или выдвижной экран:
- скорость движения;
- тахометрические данные;
- температура двигателя или охлаждающей жидкости;
- остаток топлива;
- расчетное расстояние пути без дозаправки;
- информация о поломках;
- данные с датчиков автомобиля.
Перечислять можно долго, поскольку система в состоянии информировать водителя практически обо все, что происходит с автомобилем во время работы.
Появление бортовых навигаторов в таких автомобилях не ограничилось только возможностью вывода информации на встроенный в панель приборов экран. Теперь проложить маршрут и двигаться по подсказкам можно по проекции на стекле.
Можно ли получить HUD, если штатная комплектация авто не предусматривает ее наличие
В Appstore или Playmarket есть масса HUD-приложений для смартфонов, которые выводят необходимый минимум информации. Смартфон размещается экраном вверх на торпедо, а информация с дисплея отражается на лобовом стекле.
В отличие от штатных систем HUD, которые идеально интегрированы в «мозги» автомобиля, использование смартфона вынуждает делать массу лишних телодвижений перед использованием:
- разместить и закрепить на торпедо;
- запустить приложение;
- подключить зарядку;
- не забывать забирать телефон после окончания использования во избежание его кражи.
Если вспомогательные «бонусы» не обременяют, то можно и такой вариант HUD-системы сделать в любом автомобиле. Говоря о минусах самодельной системы проецирования, есть еще парочка недостатков:
- использование смартфона днем в качестве проектора практически бесполезное занятие;
- вечером изображение дублируется, отображаясь от внутренней и внешней поверхности лобового стекла.
Безусловно, штатная система HUD – это уже не игрушка, а функциональный помощник водителю. Двигаясь ночью по трассе, где скорость зачастую превышает 100 км/ч, даже секундное отвлечение внимания от дороги может привести к необратимым последствиям. Не говоря уже о движении по незнакомой местности, когда постоянно приходится подглядывать в навигатор, чтобы не сбиться с пути.
Использование HUD – это не только удобное информирование водителя, но и существенное повышение безопасности движения.
Конечно, никогда нельзя быть уверенным.