Ухабы и выбоины на автомобильной дороге нам настолько привычны, что не вызывают ни удивления, ни даже уже возмущения. При этом порой ущерб от дорожных помех бывает порой весьма чувствителен. Это и пробой колеса острым краем ямы, и кузовные повреждения из-за оставленным открытым люка канализации. Что делать в подобных случаях, к кому обращаться?
Считать ли ущерб, причиненный автомобилю выбоиной, случаем ДТП?
Если повреждение автомобилю нанесено в результате дорожного дефекта, то данный случай считается дорожно-транспортным происшествием. В Правилах дорожного движения прописано, что ДТП является событием, возникшим при движении транспортного средства по проезжей части, в ходе которого данное средство получило повреждения. Следовательно, документально оформлять повреждение необходимо с сотрудником ГИБДД. Действия водителя должны быть следующими:
- Включить аварийную сигнализацию.
- Поставить перед транспортным средством аварийный знак.
- Вызвать сотрудников ГИБДД.
Как оформляется подобное ДТП?
В ожидании дорожной инспекции можно зафиксировать обстановку происшествия – сделать фотографии автомобиля, его положения, сам дефект дороги. Прибывшие сотрудники ГИБДД обязаны выполнить следующее:
- Составить акт о дефектах проезжей части, выявленных нарушениях безопасности дорожного движения. Данное действие прописано в Административном регламенте (п. 86), заверенном 30 марта 2015 г. Приказом за № 380. Инспектор должен замерить провалы в полотне и отразить их в акте.
Действующий сегодня ГОСТ от 2017 г. № Р50597 уже не отражает допустимые параметры дефектов, но дает время на устранение выбоин более 0,05 м не позднее трех суток.
Согласно п. 5.2.4 указанного ГОСТа, на дорожном полотне не должны быть дефекты и повреждения (колея, выбоины, просадки, проломы). В п. 4.4. указано, что при обнаружении повреждений данный участок дороги необходимо оградить (если есть необходимость) и отметить подходящими дорожными сигналами не позднее 2 часов после выявления. То есть, при глубине выбоины более 5 сантиметров и отсутствии соответствующих знаков или ограждения налицо халатность ответственных за проезжую часть организаций.
- Составить схему дорожно-транспортного происшествия, отразив в ней размеры выбоин и ям.
- Составить определение, что административное правонарушение отсутствует, подтверждая тем самым, что вины владельца авто в произошедшем ДТП нет, а случилось оно из-за обнаруженных дефектов дороги.
Что делать водителю после дорожного происшествия?
Дальнейшие действия автовладельца заключаются в следующем. Для начала необходимо определить организацию, несущую ответственность за данный участок проезжей части, его содержание в надлежащем виде и ремонт. Нанесенный автовладельцу ущерб оценивается независимыми экспертами, выводы которых служат основанием для обращения на ответственную за дорогу организацию в суд. (Иным путем это практически не решается.) Суд, рассмотрев все доказательства вины дорожной службы, скорее всего, примет решение в пользу автовладельца о компенсации нанесенного ущерба.