Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней | AUTO-TIP
Auto History

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Вчера мимо меня проехал довольно необычный в наши дни автомобиль. Издалека он был похож на «Колхиду» с квадратной кабиной, в народе именуемой «Сервант», и я подумал – ого, какая редкость, последний раз живую «Колхиду» я видел лет так 15 назад. Достал камеру из рюкзака, в надежде сделать пару кадров очень редкой ныне машины, но увы, аккумуляторы оказались безнадёжно разряжены. Надо чаще проверять технику.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Тем временем, пока пытался уже телефоном хоть что-то снять, грузовик проехал мимо, и уже с близи я увидел – никакая это не «Колхида» а польский Star, хоть на нем уже и не было названия. Машина была известна в СССР, а теперь позабыта. Каково моё удивление, я впервые вообще видел Star — 200 в наших краях. Заодно вспомнил, что под одним из постов подписчик интересовался судьбой этой марки, существует ли она до сих пор или нет, вот и подумал, что написать об этих польских грузовиках велел сам, его величество, случай. Забегая наперед, скажу, что завод работает до сих пор, но обо всем по порядку.

Завод Star берет своё начало в 1948 году, производство машин было налажено в городе Стараховице на бывшем металлургическом заводе. Отсюда же появилось и название «Star».

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Поначалу завод выпускал неказистого вида грузовик Star — 20, с бензиновым шестицилиндровым мотором. На основа базовой модели появился ряд модификаций таких как седельный тягач и различая строительная техника, краны, самосвалы, и даже автобусы.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней
Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Настоящий успех заводу принес Star — 25, увидевший свет в 1958 году. Он так же был бензиновым, мощность двигателя S42-2 составляла 95 л.с. Машина выпускалась во множестве модификаций. До наших дней уцелели как обычные бортовые грузовики, так и пожарные машины, в основном сохранились они в Польше.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Поставлялась Star — 25 и в СССР, в основном это были седельные тягачи, в которых советские автохозяйства остро нуждались.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Продолжением линейки грузовиков стал Star — 27, вышедший в 1962 году. Внешне машины были похожи, различия были в двигателях и трансмиссии.

В 1958 году завод начинает выпускать полноприводную милитарную модификацию Star — 66. Машина имела 6 цилиндровый бензиновый мотор мощностью 105 л.с. и хорошие внедорожные характеристики, вот только кабина была очень простенькой, со складной брезентовой крышей. Грузоподъемность составляла 2.5 тонны.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

В 1965 году выходит Star — 660, полноприводный грузовик двойного назначения.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Часть этих машина поставляется в СССР, в основном это были мобильные мастерские, оборудованные всем необходимым для ремонта техники в полевых условиях, помимо токарного, сверлильного станков, пескоструйки и генератора для электросварки имелся даже небольшой съемный кран, монтируемый на передний бампер. При помощи этого крана и штатной лебедки можно было снимать и ставить двигатели на грузовики, или поднимать грузы весом до тонны.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

В 1968 году выходит совершенно новые модели — Star — 28 и Star — 29. Внешне машины одинаковы, Star — 28 имел дизельный двигатель мощностью в 100 л.с., а 29 – бензиновый мощностью в 105 л.с.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Новая кабина положит начало самой известной серии 200 этих польских грузовиков. Дизельный Star — 28 производился до 1989 года, как и предшественники – в огромном количестве модификаций.

В 1975 году выходит Star — 200, продержался он на конвейере до 1994 года.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Машина имела дизельный двигатель объемом 6.8 литра и мощностью 150 л.с., 5 – скоростную КПП с синхронизаторами, гидроусилитель руля и двухконтурную тормозную систему.

 

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Именно такой мне и повстречался на дороге, в виде автовышки. Был ли он изначально автовышкой, или это уже местная переделка, мне не известно.

Одна из модификаций двухсотой серии, Star — 244 была полноприводной, с двумя ведущими мостами, выпускалась до 2000 года.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

До 2000 года выпускался и Star — 266, этот полноприводный трёхмостовый грузовик пришел на смену Star — 660 в 1973 году. Машина эта была как милитарного назначения так и гражданского, на его базе выпускалась строительная техника.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

В 1988 году Star — 266 участвовали в знаменитом ралли Дакар. Проходимость у машины – впечатляющая.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней
Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

В конце 80-х на заводе разрабатывают новый среднетоннажный грузовик Star — 742, грузоподъемностью 3.5 тонны.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Это был грузовик для городских и коротких междугородных перевозок. Производство машины начинается в 1990 году и продолжается 10 лет.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Полноприводный (4Х4) Star — 744 появился пару лет спустя, в 1992 году, выпуск прекратился в 2000-м.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Параллельно с малотоннажниками с 1986 по 2000 год производятся Star — 1142 грузоподъемностью 6.5 тонн. По сути они стали продолжением прекрасно себя зарекомендовавшего Star — 200, производство которых уже сворачивалось.

С середины 90-х дела у завода стали идти неважно. Еще в 1994 году объем производства был около 3000 грузовиков в год, а к концу 90-х упал, выпускали менее 2000 машин в год, сократился и персонал завода. Выбор у компании был невелик, или прекратить своё существование, вслед за многими предприятиями стран соцлагеря, после его распада, либо работать совместно с европейскими автогигантами. Руководство выбрало второй вариант, тем самым спасло производство.

В 1998 году Star подписал партнерское соглашение с немецким концерном МАN, в 2000 году вошел в его состав. С началом совместной работы появляются две новые модели, Star — 8.125 и Star — 12.155.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Star — 8.125 представляет собой шасси польской разработки, на которое устанавливался 125-сильный дизельный двигатель MAN, от MAN была и кабина, серии L2000.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

Star — 12.155 оснащался 155 сильным дизелем MAN, 6 скоростной коробкой ZF и дисковыми тормозами всех колёс.

Польские грузовики Star. От основания завода, до наших дней

В 2000 году стартовал выпуск новой серии — Star S2000, производство в Польше продолжалось до 2004 года, после чего было перенесено в Австрию, где продолжалось до 2007 года.

Завод в Стараховице был перепрофилирован под производство комплектующих, в том числе и для сторонних заказчиков.

источник

 

 
 

Powered by WordPress RSS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *