Удивительный класс техники, способный передвигаться как по суше так и по воде, появился фактически одновременно с обычными автомобилями. Хоть амфибии и не получили большой популярности, оставшись нишевым видом транспорта, в основном для развлечений, или для специальных задач, определенный интерес к ним сохранялся всё время, и в наши дни некоторые компании предлагают свои разработки заинтересованным заказчикам.
Претендентом на первенство является скорее всего Orukter Amphibolos. До сих пор нет единого мнения, является ли конструкция Оливера Эванса полноценным автомобилем-авфибией или нет.
Дело в том, что эта машина на паровой тяге (локомобиль) предназначалась для углубления речных корабельных доков. Исторические справки говорят, что применялась она на реке Делавер, построена была в 1805 году, весила около17 тонн, двигаться могла как по суше так и по воде. В общем, по характеристикам подходит к соответствующей категории.
Другая конструкция, которой без малого сотня лет, напоминает скорее не автомобиль, а обычный катер, только на колёсах.Это Peugeot Motor-Boat Car 1926 года постройки.
Машина, или катер, даже не знаю, какое описание ближе этой технике подходит, без сомнений – прекрасна, и по всему видно, что предназначена скорее для длительных путешествий по воде, чем по суше.
Даже якорь у этого колёсного катера присутствует. Всё по взрослому. На рыбалку можно ехать прямо из гаража и на середину озера, не покидая транспортное средство.
Всерьёз разработкой амфибий начинают заниматься в конце 30-х, начале 40-х, в период милитаризации и последовавшей за ней Второй Мировой войны. Потенциал универсального транспортного средства был по достоинству оценен в разных странах.
В 30-х немецкая компания Trippel представляет свою амфибию Trippel SG, которую выпускает небольшими партиями.
Машина заинтересовала Вермахт, и появилась милитарная версия Trippel SG-6
Увидев интерес милитаристов к амфибиям, свою версию разработал и Volkswagen. Своими характеристиками Volkswagen Type 166 Schwimmwagen, превосходил Trippel , это была простая, надёжная, сугубо милитарного назначения машина.
В конструкции широко применялись комплектующие от дешевого Volkswagen Beetle.
В начале 40-х темой автомобилей-амфибий начинают всерьёз интересоваться и американские военные. Военное командование США объявляет конкурс, результатом которого становится Ford GPA.
Эта машина так же была сугубо милитарного назначения, была рассчитана на транспортировку 5 человек, весила 1845 кг, на воде могла двигаться со скоростью 9 км/час, по суше могла разгоняться до 90 км/час. Могла буксировать небольшой прицеп как по суше, так и по воде.
Машина хоть и не имела ярко выраженной формы катера, но и на типичный автомобиль она мало была похожа.
Производилась машина недолго, всего около года. Американское военное ведомство в ней, как в военной технике разочаровалось. Из 12 774 амфибий Ford GPA 3230 были переданы в СССР по ленд-лизу.
В начале 50-х в СССР начинают выпускать свою амфибию ГАЗ-46 (МАВ) , очень напоминающую Ford GPA, настолько на него похожую внешне, что неспециалисту трудно найти отличия. Выпускалась машина с 1953 по 1958 год.
ГАЗ-46 не был первой амфибией в СССР, в 30-х уже была предпринята попытка производства небольшого плавающего броневика ПБ-4, правда, выпущено их всего было 6 штук.
Параллельно с ГАЗ-46 в СССР выпускалась большая амфибия БАВ 485 (он же ЗИС-485, он же ДАЗ -485), шестиколёсная с полным приводом на все колёса, и грузоподъемностью на плаву почти в три тонны.
Производилась она с 1950 по 1962 год, и была похожа на аналогичную американскую амфибию GMC DUKW 353, производившуюся в 40-х годах.
Duck, так неофициально называли американцы свой плавающий грузовик, поставлялся в СССР по ленд-лизу, около 600 штук было поставлено, а в США эта машина эксплуатировалась почти до 2000 годов, на несудоходных водных путях, в том числе и в коммерческих целях. Несколько штук и до сих пор работают
Один из DUKW 353 и в наши дни катает туристов в Лондоне по Темзе.
Во второй половине 50-х в США появилась большая амфибия GMC XM 157 «Drake». Этот монстр был снабжен двумя дизельными двигателями, двумя автоматическими коробками передач, двумя гребными винтами, приводом на все 8 колёс, пневмоподвеской, весил 14.5 тонн, при том что корпус был алюминиевый, скорость по шоссе была 70 км/час, на плаву – 14 км/час.
Со второй половины 20 века концепция амфибиестроения немного изменится как на Западе, так и у нас, но это уже будет темой другой публикации.
Продолжение Вы можете найти во 2-ой части (перейдите по ссылке)