Nysa. Забытая польская легенда, «Нюська» | AUTO-TIP
Auto History

Nysa. Забытая польская легенда, «Нюська»

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

Ныса. Один из старейших городов Европы с богатой на драматические события историей, в нашу эпоху он находится в составе Польши. Тут я «Европу не открою», как говориться, не для кого. А вот то, что несколько десятилетий назад существовал одноименный польский микроавтобус, наверняка многих удивит. Старшее поколение его еще конечно помнит, а те люди, чей возраст сейчас до тридцати, или чуть больше, жители мегаполисов, возможно даже ни разу в жизни эту машину не видели.

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

История этого автомобиля, дизайн которого я не могу назвать иначе, чем винтажный, началась … на мебельной фабрике. Фабрика производила мебель со второй половины 40-х годов, а в пятидесятых польские власти задумались о том, что стране нужен небольшой развозной фургон. Так и стала мебельная фабрика выпускать фургоны, перепрофилировавшись в автозавод.

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

Первенцем был цельнометаллический фургон N57, собранный на агрегатах польской лицензионной копии «Победы» — «Warszawa». Выпуск начался в 1957 году.

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

Вскоре появился и восьмиместный микроавтобус на базе этого фургона, N59.

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

Через год завод обретает своё постоянное название «Fabryka Samochodów Dostawczych», (Фабрика развозных автомобилей), а в 1960-м вышла обновлённая версия с верхнеклапанным 70-сильным двигателем С-21. Внешность особо не изменилась, хотя небольшие различия между N57, N58, N59 (микроавтобус), N60 и N63 были. Популярность этих машин росла, в том числе и за границей.

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

Параллельно с «Нысой» в Польше выпускался еще один развозной фургон Żuk, объемы производства которого вскоре стали закрывать большую часть потребности рынка в фургонах, а востребованность Нысы росла в грузопассажирской и пассажирской модификации, но возможности для дальнейшей модернизации были исчерпаны.

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

В 1964 году выходит Nysa 501. Это был микроавтобус с новым кузовом, и рядом технических усовершенствований. Двигатель остался тот же, изменения коснулись в основном ходовой части и систем управления, в основном тормозов.

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"
Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

Машины экспортируются уже в ряд капиталистических стран Европы, в Германию в частности, а так же в страны Азии и Африки. На экспорт шла 1/5 часть изготовленных машин, а кинопрокатная версия «Kinowoz», предназначенная для демонстрации кинофильмов в кинотеатрах под открытым небом была особо любима польской молодёжью.

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

Nysa 501 поставляются и в СССР, на старых фото бывает, встречаются эти микроавтобусы, хоть и нечасто.

 

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

Но настоящим звёздным часом для FSD стал выпуск 521 модели. Новый кузов полукапотной компоновки, с широким панорамным ветровым стеклом придавал выглядел как-то по особенному стильно.

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"
Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

Вскоре, по просьбе германских заказчиков, польский производитель поднимет высоту крыши на 10 сантиметров, модель получит индекс «522» и именно в таком виде запомнится нам, всем, кто хоть раз видел этот польский микроавтобус своими глазами на дороге, а не на фото. Эта модель выпускалась с 1968 по 1994 год.

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"
Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

Неприхотливый, простой польский микроавтобус уверенно продолжает завоёвывать мир, рынки сбыта расширяются, на экспорт идёт уже половина от всего объема изготовленных машин. В 1976 году с конвейера завода сходит 100 000-й автомобиль, при этом производитель учитывает пожелания заказчиков, даже если они заказывают небольшие партии машин, и даже в случае единичных заказов. Такой подход порождает неимоверное множество различных модификаций. Вот, например, Nysa 522 в варианте кемпера.

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

Чего только не выпускали на базе 522-й модели, и машины для перевоки лошадей на ипподромы, и бронированные инкассаторские фургоны по заказу банков, для перевозки небольшой мебели, для перевозки молочных продуктов, варианты с улучшенной отделкой по заказу руководства страны, почтовые и пожарные машины, и даже фургон для перевозки радиактивных материалов.

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

Машина массово поставляется в СССР, где пользуется заслуженной популярностью. Машина была простой и понятной, очень схожей с подвеской «Волги». Двигатель переваривал бензин сомнительного качества и был неприхотлив к качеству масла. К тому же, машина была очень экономична, расход топлива на «Нысе» с хорошо отрегулированным двигателем был сравним с расходом на обычной «Волге» и не превышал 15 литров на 100 км.

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

В 70-х доля экспорта Nysa 522 различных модификаций переваливает за 70% от объема производства. Это было поистине «золотое» время для завода.

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"
Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

К середине 80-х спрос на машину падает, время берет своё, Nysa 522 постигает участь машин, остановившихся во времени – она морально устаревает, да и по техническим параметрам европейские микроавтобусы её уже обходят. Из-за кризиса в стране подготовить новую машину завод не может. К концу 80-х спрос падает ниже всех критических отметок, а последующий распад СССР лишает польский завод последнего, по сути, массового заказчика.

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

Производство 522-й модели продержалось до 1994 года, хотя последние 3 года производством назвать это было сложно, машину скорее собирали под редкие заказы, из имеющихся комплектующих.

Nysa. Забытая польская легенда, "Нюська"

В наши дни эта машина, хоть и редко, но встречается еще на дорогах, в глубинке. Я такую наблюдал 3 месяца назад, она была в довольно добром состоянии. Видно было, что владелец следит за ней, хоть и коллекционным экземпляром ту машину назвать было сложно. Если когда-то мне самому удастся стать владельцем Nysa 522, я переоборудую её под автокофейню. Очень уж хорош её винтажный, не старый, а именно винтажный внешний вид, очень она мне нравится.

источник

 

 
 

Powered by WordPress RSS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *