Спойлер на автомобиле предназначен для того, чтобы перенаправлять потоки воздуха, обтекающие автомобиль в процессе движения. Эта аэродинамическая конструкция должна изменять аэродинамику кузова автомобиля. В том числе, и спойлер на крышку багажника. Но сразу следует заметить, что между терминами «должен» и «получается» весьма существенная разница.
В теории спойлер на крышке багажника должен существенно влиять на аэродинамику кузова, понижать сопротивление воздуха, положительно сказываться на контакте с дорогой и повышать управляемость автомобилем. Однако исследования в этой области, связанные с конструкциями спойлеров, показывают, что существенных изменений связанных с характеристиками автомобиля, по большому счету не происходит.
Складывается такое впечатление, что спойлер на крышке багажника – это некий элемент тюнинга, который создает у автомобиля определенный образ (агрессивный, модный, стильный). Так что установка спойлеров – это, прежде всего, определенный маркетинговый шаг производителей, являющийся попыткой увеличить количество продаж, благодаря применению этого аксессуара.
Хотя те же исследования показали, что спойлер, смонтированный на крышке багажника, создает определенное дополнительное усилие, прижимающее заднюю часть автомобиля к дороге. Но при этом ничего не происходит с передней частью автомобиля. А ведь именно передние колеса отвечают за управляемость авто.
Достаточно часто спойлерам приписывают свойства системы «антикрыло». Нужно понимать, что это не совсем верно. Антикрыло имеет обратную подъемную силу и прижимает автомобиль к дороге. Да и площадь антикрыла, значительно больше. У спойлера функция несколько другая – изменение потоков воздуха, идущих вдоль кузова автомобиля. Таким образом, получается, что на управляемость машиной спойлер на крышку багажника влиять никак не может.
Немного другая ситуация складывается со спортивными автомобилями, где скорости значительно больше, да и спойлеры имеют несколько другие конструкции. На спортивных автомобилях действительно проявляются положительные тенденции, как по аэродинамическим характеристикам, так и по степени управляемости автомобиля. Складывается такое впечатление, что спойлер, как конструкция, начинает эффективно работать только на больших скоростях. Только кто станет на обычных автомобилях проводить такие эксперименты, чтобы выяснить эффективность спойлера? Да и большинству автомобилей не под силу набрать такую скорость, чтобы система начала эффективно работать.
Материалы для изготовления спойлеров на крышку багажника
Один из основных материалов для изготовления спойлеров – пластик из серии ABS. Это недорогой материал, хорошо переносящий перепады температур, достаточно пластичный. Для того чтобы пластик проявлял свои пластичные характеристики в его состав введены дополнительные компоненты. Если автомобиль изначально укомплектован спойлером, то чаще всего это изделие из ABS-пластика.
Второй материал, применяемый для производства спойлеров – стеклопластик. В основе этого материала стекловолоконная ткань, связующей для которой служат самые разные твердеющие смолы. Спойлер на крышку багажника, изготовленный из стеклопластика, гораздо прочнее пластикового спойлера, хотя и имеет чуть больший вес.
Более современным материалом для спойлеров является углепластик. Его еще называют карбон. По своим техническим характеристикам (прочности, жесткости, весу) он значительно превосходит все материалы, из которых производят спойлеры. Технология производства очень похожа на производство спойлеров из стеклопластика. Только вместо стеклоткани используется углеткань, и процесс полимеризации происходит при высоком давлении. Высокая стоимость углеткани и сложная технология делает карбоновые спойлеры более дорогими. И чаще всего их устанавливают на дорогие марки автомобилей, а также на спортивные автомобили.
Помимо всех перечисленных материалов спойлеры могут быть изготовлены из полимеров на основе силикона. Для них характерны высокая эластичность и длительный срок службы.