Не секрет, что для немцев летняя кампания 1941 года отнюдь не была легкой прогулкой, отдельным сдерживающим фактором молниеносного блицкрига стала наступившая осенняя распутица на дорогах, непроходимая каша из грязи и воды, неудивительно что порой даже гусеничные тягачи оказывались в затруднительном положении.
Видя это верховное командование поручило Фердинанду Порше разработать новый вездеход-тягач, способный преодолевать тяжелое бездорожье, эксплуатировать который планировалось в первую очередь на восточном фронте. Построенная в 1942 году машина, получила название Porsche 175, другим названием стало Skoda RSO — по той причине, что постройку машин наладили на заводе Шкода, в оккупированной Чехословакии. По конструкции Skoda RSO напоминала больше трактор, нежели вездеход, огромные монолитные колеса, диаметром в 1,3 метра, были изготовлены полностью из стали, и даже не имели резинового покрытия, зато были стальные грунтозацепы, ширина колес составляла спереди 30 см, и 40 см сзади.
Неудивительно, что дорожный просвет Шкоды составлял величину в 450 мм, длина у машины такого класса была относительно небольшой 6.2 метра, высота 3 метра, а ширина 2.3 метра, все в сумме это весило 7 тонн, а в движение приводилось 4 цилиндровым двигателем, объёмом 6 литров и мощностью аж 90 л.с, тем не менее учитывая эти моменты, машина была способна разгоняться до 18 км/ч. Был у машины и ещё один двигатель, двухтактный оппозитный, представляющий из себя половинку мотора от VW Kafer (Жук), нужен он был для старта основного силового агрегата, в условиях холодной зимы.
Первый прототип был построен уже в 1942 году, при испытаниях была выявлена масса недостатков, основная часть которых была касательно внедорожных качеств вездехода, машина буксовала, и не могла взбираться на склоны, также была выявлена малая полезная нагрузка. Тем не менее Шкоду РСО все же рекомендовали к серийному выпуску, позже машину показали Адольфу Гитлеру ему она тоже понравилась.
Модернизированная версия лучше справлялась с бездорожьем, могла перевозить до 4 тонн грузов, либо же буксировать прицеп массой в 5 тонн, правда в то же время у машины был еще один значительный недостаток — огромный расход топлива. Так при движении по ровной поверхности он составлял цифру в 200 литров на 100 километров, а вот на бездорожье он вырастал многократно вплоть до 500-600 литров, при этом стандартный бак вмещал лишь 250 литров горючки.
Связан такой огромный расход был в первую очередь с особенностями шасси — привод у машины полный, стальные огромные и тяжелые колеса, к тому же учитывая максимальную скорость в 18 км/ч, подобные цифры более чем похожи на правду.
По иронии, тягач создававшийся для войны в России, так туда и не попал, почти все выпущенные Шкоды, в количестве 206 единиц попали на западный фронт, в Арденны, где были потеряны по большей степени при отступлении немцев.
Источник