Как зародился частный извоз в России | AUTO-TIP
Auto History

Как зародился частный извоз в России

 

В преддверии эпохи беспилотного транспорта стоит вспомнить о профессии водителя такси. Как она начиналась, какой путь развития прошла?

Оглядываясь назад

Сегодня в распоряжении водителя такси арсенал мобильных гаджетов, облегчающих перевозку людей. Клиенту достаточно воспользоваться смартфоном, чтобы сделать заказ, узнать время прибытия транспорта и стоимость поездки. При этом пассажир будет уверен и в комфорте автомобиля, и в качестве обслуживания.

Однако еще свежи воспоминания о постсоветских «частниках», которые останавливались у любой обочины, стоило махнуть рукой, и в борьбе за клиентуру резали друг другу шины. Цены за поездку определялись самим водителем и зависели не только от конечного пункта, но и от внешнего вида потенциального пассажира.

Во времена Советского Союза такси пользовались популярностью, о чем говорили очереди к ним возле аэропортов и вокзалов. Дело в том, что альтернативой такси являлся только общественный транспорт, а счастливых обладателей личных машин было относительно немного. К водителям желтых «Волг» с шашечками уважительно обращались «Шеф», они знали все дороги и направления, а оплата производилась по счетчику.

Когда мощность такси была 1 лошадиная сила

Читая заметки, описывающие частный извоз более века назад, можно найти немало сходства с такси более поздних времен. К примеру, для извозчиков существовали специально отведенные стоянки (отстой) возле присутственных мест и вокзалов. Повозки не могли подъезжать непосредственно к крыльцу – пассажиры к ним подходили сами.

 

Извозчик еще в 19 веке обязан был носить одежду, не имеющую заплаток другого цвета и иметь номерную бляху. А уже в начале 20 века он должен быть трезвым, сидеть на козлах и быть одетым в халат, кафтан, безрукавку или поддевку, но не в пиджак, сюртук, короткий костюм или, тем более, в одну рубаху.

Экипажи в отстое должны стоять в ряд, а с наступлением темноты освещаться фонарями. Комфорт пассажиров летом обеспечивался с помощью укрывания фартуком, зимой – теплой полостью.

Стоимость проезда определялась комфортом экипажа. Наиболее дорогие и быстрые назывались «лихачами», которые могли подхватывать пассажиров возле трактиров и ресторанов. Их экипажи были оснащены резиновыми шинами, однако это удобство на булыжных мостовых не могло было оценено.

Согласно иерархии, за ними шли непосредственно извозчики – средняя извозичья прослойка, а самую низшую ступень занимали «ваньки» – наименее удобные и дешевые повозки. Последние не могли ожидать клиентов рядом с «лихачами» – в противном случае, их ожидал, как минимум, «взашей».

До начала ХХ в. стоимость проезда назначал сам извозчик, опираясь на внешний вид и финансовый потенциал человека. Позже возникли тарифы, определяемые временем суток (ночью, с 00.00 до 07.00, экипаж стоил на десять копеек дороже), маршрутом, а также количеством затраченных часов.

Эпоха такси в одну лошадиную силу была завершена в 1911 году, когда между гостиным двором и вокзалом Царского Села стало курсировать автомобильное маршрутное такси с фиксированной платой, предопределившее победителя.

 

 

Powered by WordPress RSS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *