Как в СССР во время войны появился свой Dodge ¾, но только на бумаге | AUTO-TIP
Auto History

Как в СССР во время войны появился свой Dodge ¾, но только на бумаге

 

Армейский полноприводный автомобиль ГАЗ-64 вошел в историю советского автомобилестроения. Но в разработке была еще одна машина, которая так и осталась в чертежах на бумаге. Еще в годы войны советский конструктор Александр Федорович Андронов разрабатывал проект маленького армейского джипа. За основу он взял американский аналог Dodge ¾. Армейские джипы поступали в советские части по программе ленд-лиза. США помогали Советскому Союзу не только продуктами питания. Морскими караванами доставлялась лучшая техника от ведущих автопроизводителей Северной Америки. Додж натолкнул конструктора на мысль, что советский автопром способен создать армейскую полулегковушку — полутягач не хуже, чем у американцев.

Немного о конструкторе

Внедорожник ГАЗ-64 или Ар-НАТИ стал самым легким и самым востребованным вездеходом военных лет. Он прошел испытания в 1941 году. В армии не было подразделения, которое бы не хотело иметь подобную машину. В разработке принимал участие молодой конструктор Александр Андронов. Он работал в НАТИ с 1932 года. Сначала водителем-испытателем, затем в конструкторском бюро. Квалифицированный инженер-механик знал о своем детище буквально все. В начале войны он был эвакуирован вместе с горьковским заводом, затем вернулся в Москву на ЗИС. В 1942 его отправили под Сталинград, где он инспектировал советские гусеничные тягачи ЗИС-42. Вот здесь ему и попался на глаза лендлизинговый Додж.

Армейский Додж 3/4

Концепция советского джипа

Додж грузоподъёмностью 750 кг (3/4 тонны) мог буксировать артиллерийское орудие калибром до 76 мм. В 1943 году Андронов представляет проект «Новой модели ¾». В пояснительной записке он объясняет, что американский додж отлично зарекомендовал себя на фронте. Далее конструктор описал технические характеристики автомобиля. По его расчетам советский джип будет иметь 6-ти цилиндровый двигатель мощностью 89 л.с. (мощность движка Доджа – 96 л.с.). Планировалось установить коробку скоростей и мост с полуторки, а раздаточную коробку позаимствовать у ГАЗ-61. В отличие от американца кузов русского джипа был деревянным. Тогда стальной прокат являлся дорогостоящим материалом. Список технических характеристик завершался резюме: созданный на основе легковой «эмки» и тягача Доджа, новый автомобиль классифицировался, как грузовой тягач и штабной автомобиль.

 

Должно было получиться подобие Доджа на колесах от полуторки

Что пошло не так

Главным достоинством новой модели было то, что все детали и комплектующие изготавливались на горьковском автозаводе. Именно туда после войны были отправлены утвержденные чертежи Андронова. Пока конструктор осваивал производство деталей на заводе «Автозапчасти», потребность в советском Додже исчезла. Ему на смену пришли новые модели. К 1948 году тестирование проходили сразу четыре образца армейских внедорожников. Проект так и остался на бумаге. Наиболее близким по конструкции к Доджу автомобилем оказался ГАЗ-62, который начали конструировать в 50-х годах. В итоге получился советский десантный автомобиль, рассчитанный на транспортировку 12-ти человек и грузоподъемностью 1,1 т. Вакантную нишу ГАЗ-63 занял не советский Додж Андронова, а отличный советский грузовик.

После войны Антонов занимался разработкой гражданского транспорта. Именно он стал автором автомобилей «Москвич» от 401 до 2141 модели. Но военная легковая техника интересовала его до конца жизни. Александр Федорович принимал участие в автобронетанковых комиссиях Высшей аттестационной комиссии СССР, написал немало книг об автомобилях. Он умер в 2000 году, но ни разу не пожалел о невыпущенном «советском додже».

Конструктор А.Ф. Андронов на фоне модернизированного «Москвича

 

 

Powered by WordPress RSS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *