В середине прошлого года компания Zetta (ООО «ЗЕТТА»), а вернее ее генеральный директор некто Денис Шуровский объявил нам о том, что уже до конца 2020 мы сможем купить электромобиль отечественного производства. Как заявил тогда господин Туровский порталу Autonews :
«Базовая версия в расчете бизнес-плана у нас 550 тыс. рублей на продажу. Эта версия при 10 кВт*час в экорежиме рассчитана на 180 км пробега без подзарядки. Китайские электромобили при этой же стоимости, причем уже с учетом субсидирования, пробегают до 100 км».
Напомню, что Zetta представляла собой небольшой трехдверный, но при этом четырехместный автомобиль который не дотягивал до четырех метров. Создатели машины даже заявляли, что они совершили небольшую революцию в области электрического автомобилестроения. Ведь по словам создателей он приводился в движение асинхронными мотор-колесами собственной разработки не имеющих аналогов в мире.
Скажу честно, все попытки выяснить в чем же состоит уникальность были тщетными. Я не смогу найти ни одного документа подтверждающие слова Шутовского. Тем не менее характеристики небольшой городской машинки, пусть и на бумаге, были очень неплохими. Так нам обещали мощность в 98 лошадиных сил, а максимальная скорость должна была достигать 120 километров в час. Больше того, руководство предприятия сообщало о том, что уже с 2019 года в Тольятти идут работы по созданию производственных площадей для выпуска Zetta и оснащению их необходимым оборудованием. Самое интересное, что отечественная разработка, которая на мой взгляд мало чем отличалась от китайских аналогов, должна была выпускаться даже в нескольких комплектациях, а привод должен быть либо на одну ось, либо полным.
Тогда же Щуровский отмечал, что в проект создания и производства электрокара вложены немалые средства. И называл сумму в 570 млн рублей. Что говоря откровенно было просто недостаточно. Но бодрости духа создатель электрокара не терял и говорил, что даже готов вложить собственные средства в проект. Но от поддержки властей Самарской области тоже бы не отказался. Даже делались недвусмысленные намеки на связь руководства компании с главой Минпроторга Мантуровым.
Однако в начале сентября 2020 Фонд развития промышленности (ФРП) принял отрицательное решение и отказал Zetta в бюджетном кредите. Стар производства, намеченный на декабрь так же был отложен.
Кредит и правда был бы отличным подспорьем. Ведь почти 100 миллионов рублей выдавись сроком на 5 лет под очень щадящий годовой процент — 1% годовых. Я не знаю на что рассчитывали создатели, но как мне кажется ответили на этот вопрос сами представители ФРП сказав однажды, что займа будет недостаточно для запуска производства с нуля. Искать же инвесторов, Zetta, видимо по старой привычке отказывалась.
Вполне возможно все бы просто забыли о компании и ее несостоявшейся разработке. Но вот на днях пришло сообщение о том, что Прокуратура Центрального района города Тольятти завела дела против главы компании Zetta (ООО «ЗЕТТА»). Информацию можно найти на портале прокуратору Самарской области. Фотографии сообщения прилагаю ниже.
Как следует из текста :
«Установлено, что перед 59 работниками организации образовалась задолженность по заработной плате за период сентябрь-ноябрь 2020 года на сумму более 4 млн рублей. Прокурор возбудил в отношении предприятия дело об административном правонарушении по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства), а также внес работодателю представление об устранении нарушений закона. Кроме того, по материалам прокурорской проверки следственным органом в отношении руководителя организации возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 145 УК РФ (полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы). Ход и результаты расследования контролируются прокуратурой района»
Странно, что в самой прокуратуре имя фигуранта дела не уточняли. Но, скорее всего дело возбуждено против гендиректора Дениса Шуровского. Сегодня стало известно, что задолженность была погашена. Но вот о судьбе самого предприятия ничего не известно.
И вот тут у меня возникает вопрос. Зачем предприятию понадобилось столь громко заявлять о себе? Ведь суммы затраченной якобы на разработку электромобиля было явно недостаточно. Как было недостаточно и денег для начала производства. Ведь запуск серии процесс дорогостоящий и очень сложный. И если выпустить опытные экземпляры можно и с меньшими деньгами, то говорить о серийной выпуске нельзя.
Почему я вспомнил об Илоне Маске? Да просто когда мы рассказывали о том, как была основана компания Tesla и какую роль в этом сыграл самый богатый человек на земле. То отмечали, что Маск был привлечен в проект именно в качестве денежного мешка, который не только вложил огромные, даже по тем временам суммы в проект, но и привлек средства множества инвесторов. Так почему же отечественный предприниматель решил вновь привлечь деньги не со стороны, а от государства? Ведь это не проект Кортеж, который хоть и убыточен на 1000 процентов, и разработан на наши с вами деньги, тем не менее, по мнению власти положительно влияет на имидж.