История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века | AUTO-TIP
Auto History

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

Как только грузовики стали технически способны без поломок проехать пару-тройку дней, в Европе и Америке встал вопрос о том, как и где отдыхать шоферам, не может ведь человек рулить сутками напролёт, а стандартная кабина тогдашних грузовиков – не самое удобное место для отдыха.

Первым исторически документом, который мне удалось найти, засвидетельствовавшим факт наличие спальника в грузовике, является фото грузовика Gaggenau, ориентировочно 1910 года.

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

За кабиной грузовика четко виден дополнительный отсек с полкой – местом для сна и отдыха водителя. Этот спальник можно считать роскошным даже по более позним временам, чем начала 20 века.

Следующее историческое фотоподтверждение наличия спальника в грузовике датировано 1917 годом. На нем изображен грузовик Packard, участвовавший в автопробеге протяженностью в 2500 километров, организованном компанией Goodyear. Это фото можно найти в энциклопедии Альберта Мроза. Спальный отсек расположен наверху, за кабиной грузовика.

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

Как видим, в то время европейская и американская школа «спальникостроения» развивалась примерно в одном направлении, а вот дальше уже было интереснее. Расстояния, преодолеваемые грузовиками становились всё длиннее, «дальнобойщиков» — всё больше, требовались машины, в которых водитель мог и ехать и … жить какое-то, пусть и непродолжительное время.

Каждый производитель выдумывал что-то своё. Проблемой было ограниченное пространство, из-за чего не всегда удавалось расположить спальник за основной кабиной, ведь место для грузовой платформы было иногда в прямом смысле слова – драгоценным.

Спальник над кабиной, довольно часто встречавшийся в небольших европейских грузовиках даже в 70-80 х годах. На этом Packard 20-х годов прошлого века, как видим, спальник расположен над кабиной, из маленького окошка выглядывает человек. Пожалуй, первое фото, увековечившее появление спальника над кабиной в автомобильной истории.

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

В 30-х стали появляться совмещенные кабины, передняя часть которых была основной, а за ней находились полки, на которых один из водителей мог спать, пока рулил другой. Ну или оба могли отдыхать на разных полках, как на этом Sentinel DG6 1930 года (фото справа). Слева изображена кабина Chevrolet.

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

В Европе именно эта схема устройства спальных мест в кабине стала приобретать массовость, в Британии, Италии и Германии.

Итальянский грузовик OM 137 Titano середины 30-х, хорошо виден спальный отсек как продолжение кабины.

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

Такая же история и у немецкого короткокапотного Mercedes-Benz LZ 10000 конца 30-х, спальник которого можно считать неплохим даже по сегодняшним меркам.

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

Во Франции же стала приживаться концепция спальника над кабиной. Berliet середины 30-х именно с таким спальником.

 

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

Поскольку грузовиков со спальниками выпускалось недостаточно, транспортные компании порой своими силами пытались организовать места отдыха водителей на борту, чаще всего располагая их в полуприцепе или отщипывая часть пространства от грузовой платформы. Такие варианты были в машинах, отправлявшихся в дальние рейсы.

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

Другой вариант, которым шли транспортные компании – делали «чердак» над основной кабиной, как у этого Autocar. Этот грузовик был хорош в своё время, вот только модификаций с штатным спальником почему-то не имел.

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

Некоторые шли менее удобным (для водителя) но более экономным (для транспортной компании) путём – дооборудованием штатной кабины без увеличения её размеров, как у этих грузовиков Henschel и FIAT. Впрочем, такой вариант применяли на «коротком плече», перевозках одного дня, которые могли затянуться по каким-то причинам, для дальних рейсов такое решение не годилось.

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

В 40-х в США начинают появляться грузовики с кабиной над двигателем. Вопрос с обустройством спального места становится всё более актуальным, «пристройку» к такой уже сделать проблематично, что сбоку что сверху.

Небольшие спальные места в виде трансформируемых полок оборудуются прямо в кабине, как у этого Ford.

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

Были и варианты в виде отдельного модуля, спального бокса, который кузовные ателье стали изготавливать и продавать.

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века
История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

Там же, где место не позволяло разместить спальный бокс, порой экспериментировали даже с такими решениями, как расположение спальника в верхней части полуприцепа, над кабиной, что бы не мешал при повороте. США, 40-е…

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

В начале 50-х уже в Европе стали всё чаще выпускаться грузовики с кабиной над двигателем, только в отличии от американских, их длинна была короче и вариант со спальными модулями уже был неуместным. У европейцев спальник принимает привычную и в наши дни компоновку, под место для отдыха отведена задняя часть кабины, которая стала немного длиннее, но это был самый компромиссный вариант, по которому пошли практически все европейские производители грузовиков.

Alfa Romeo 800

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

Немецкий Kaelble KD 631

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

И даже французы решили придерживаться общепринятой концепции. Французский Panhard K167

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

В 50-е годы 20 века европейская и американская концепции размещения спальных мест начинают расходиться в направлениях, в которых они существуют и поныне. А что же было в СССР, спросите вы? А … ничего. Единственное фотоупоминание о наличии спальника в советском автопоезде отсылает нас к автопоезду НАМИ 1940 года, тягач которого действительно был со спальником, но это был американский седельный тягач General Motors Т-85. При СССР сама концепция автомобильных грузоперевозок подразумевала возвращение на автобазу в конце смены, ну а для отдельных случаев автобазы уже сами оборудовали кабины, своими силами.

История «спальников» в грузовиках первой половины 20 века

Конец первой части… Продолжение вы можете найти, перейдя по ссылке на 2-ую часть.

 

 
 

Powered by WordPress RSS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *