Вряд ли сегодня найдётся человек, не знающий, что такое дизель. Известный двигатель назван по имени его изобретателя Рудольфа Дизеля.
Как всё начиналось
Будущий изобретатель появился на свет в семье немецких иммигрантов 18 марта 1858 года. Когда мальчику исполнилось 12 лет, семья из-за начавшейся войны была вынуждена покинуть Париж и переехать в Англию. Образование Рудольф получил в Германии: ещё со школьной скамьи он блестяще зарекомендовал себя.
После окончания с отличием Высшей технической школы в Мюнхене в 1880 году талантливый юноша попал под покровительство известного мюнхенского инженера Карла фон Линде, ставшего его первым работодателем. Именно профессор фон Линде, изобретатель холодильника, привлёк внимание молодого человека к идее двигателей – и их знакомство оказалось для Дизеля судьбоносным.
Изобретение
Десятилетие сотрудничества с фон Линде, в компании которого Дизель возглавлял Парижский филиал, казалось, прошло впустую. Кипы чертежей и схем двигателя, работавшего на аммиаке, не давали никакого результата: Дизель не мог придумать даже на бумаге устройство, превосходящее по КПД паровую машину.
Но он верил в себя – и в 1890 году был вознагражден: после переезда в Германию его озарила идея использовать вместо аммиака нагретый воздух. Сжатый воздух не возгорался раньше времени, что позволяло достичь температуры самовоспламенения топлива.
В 1893 году Рудольф запатентовал двигатель, впоследствии названный дизельным. Он сумел повысить КПД устройства до 26, 2%, что вызвало живой интерес крупных производителей Круппа и Зульцер. Так, 34-летний доктор технических наук, блестящий изобретатель, открыл новую страницу своей биографии – коммерческую, обнаружив недюжинную деловую хватку.
Интересные факты
Рудольф Дизель был амбициозен и беспринципен: он «скромно» именовал себя блестящим умом современности, а став коммерсантом, продавал свои двигатели и немцам, и англичанам, и французам, не заботясь об использовании изобретения политическими противниками.
Был ли Дизель истинным автором изобретения? В его бумагах обнаружена заметки о выплате им некой компенсации в размере 20 тысяч марок троим немецким инженерам. Позднее эта троица подала жалобу на Дизеля, которая так и не была рассмотрена.
Самым загадочным событием его богатой биографии стало исчезновение. Никто не знает, куда исчез изобретатель после того, как в 1913 году взошёл на борт корабля «Дрезден». Версий происшествия множество – от самоубийства до вмешательства разведслужб, но все они остаются одинаково бездоказательными.
Несомненно лишь одно: Дизель был одарённой и, бесспорно, целеустремлённой личностью.