История об очень редкой «Шкоде» | AUTO-TIP
Auto History

История об очень редкой «Шкоде»

 

Сохранилось лишь два экземпляра Skoda Sagitta – прототипа недорогой, однако технически интересной машины конца 30-х годов.

Немецкие национал-социалисты отнюдь не были пионерами концепции «народного автомобиля». Великая депрессия вытолкнула на поверхность идею создания массовой, дешевой модели, доступной обнищавшему за годы мирового экономического кризиса населению. И пока Фердинанд Порше мастерил первые прототипы, а марка Volkswagen с легендарным «Жуком» формально еще не существовала, аналогичный проект с переменным успехом пытались развивать и другие компании.

В 1920-х купить собственный автомобиль могли себе позволить только очень обеспеченные европейцы, и Чехословакия в этом отношении не была исключением. Причина, с одной стороны, крылась в низких объемах производства автомобилей и их высокой себестоимости, а с другой – в высоких налогах, которые сдерживали и без того умеренный спрос. Когда осенью 1929 года начался мировой финансовый кризис, и всеобщий дух оптимизма «золотых двадцатых» в обществе угас, ситуация стала еще более сложной. Однако ŠKODA была неплохо подготовлена к такому повороту событий. Ведь несколькими месяцами ранее автомобильная компания, основанная Вацлавом Клементом и Вацлавом Лаурином в 1895 году, открыла завод в Млада-Болеславе с современной производственной линией, которая позволяла значительно снизить издержки на производство. Кроме того, чтобы сделать автомобили более доступными для населения, ŠKODA отказалась от выпуска машин с рамой лестничного типа в пользу моделей с трубчатой (хребтовой) рамой.

Йозеф Зубаты рассматривал для использования сразу несколько разных типов двигателей – ŠKODA всегда демонстрировала способность мыслить нестандартно при разработке новых автомобилей.

Первый прототип SAGITTA был собран в апреле 1936 года. Как и более ранние модели ŠKODA, он имел кузов на трубчатой (хребтовой) раме и независимую подвеску всех колес на поперечных полуэллиптических рессорах. Какой тип кузова имел первый прототип модели, непонятно, однако известно, что среди последующих образцов было два кабриолета, двухдверный седан с четырьмя полноценными сиденьями и четыре отличавшихся друг от друга рядом деталей купе: например, у одних боковые стекла сдвигались горизонтально, а у других опускались вертикально. Как и в случае с моделью POPULAR, эти прототипы имели трехступенчатую коробку передач, состыкованную с ведущим задним мостом. Такая компоновка, известная ныне как transaxle, многие годы спустя стала популярна у производителей спортивных и гоночных автомобилей. В ŠKODA POPULAR и SAGITTA такое решение позволило освободить больше пространства в салоне для ног водителя и пассажира, а также понизить центр тяжести.

 

Ради удешевления конструкции автомобиль не имел межколесного дифференциала. При узкой колее, составлявшей всего 1 050 мм, это было допустимое решение, которое, к тому же, оборачивалось улучшенной проходимостью по снегу и грязи. Задние 16-дюймовые колеса всегда крутились с одной скоростью, как на внедорожнике с заблокированным дифференциалом. Рулевое управление с реечным механизмом обеспечивало хороший контроль над автомобилем.

Под капотом, выполненным единым элементом с решеткой радиатора, располагался четырехтактный V-образный двухцилиндровый двигатель, который разработал Йозеф Зубаты. Оснащенный боковыми клапанами мотор (схема SV) имел рабочий объем 844 см3 и развивал 15 л.с. при 3 000 об/мин. В отличие от серийных двигателей ŠKODA, он имел не жидкостное, а воздушное охлаждение, четырехлопастной металлический вентилятор и два капиллярных термометра, каждый из которых располагался за соответствующей головкой цилиндра. За их показаниями, выведенными на переднюю панель, следили водители-испытатели ŠKODA. Приборная панель имела дизайн, схожий с моделью POPULAR. Вместо карбюраторов Zenith 26 VEH на двигателе были установлены более современные устройства Solex BFRH. Поступающий в систему питания воздух проходил через пропитанный маслом фильтрующий элемент – фильтр допускал многократное использование. 6-вольтовое электрическое оборудование поставляла известная швейцарская компания Scintilla. Прототип развивал скорость до 70 км/ч, расход топлива составлял 5,5 л /100 км.

Сегодня два сохранившихся прототипа SAGITTA находятся в коллекции музея ŠKODA в Млада-Болеславе. Полностью отреставрированное купе в цвете коричневый «металлик» является частью постоянной экспозиции. Оно имеет сдвижные окна в боковых дверях – продуманное решение, которое не требует ручек на стеклах и усиливает ощущение пространства в салоне, особенно на уровне локтей. Второе купе ожидает реставрации в хранилище музея. И хотя эти перспективные компактные автомобили так и не пошли в серийное производство, они полностью справились со своей задачей, проложив дорогу новой модели 995 POPULAR ‘Liduška’, которая была представлена публике в ноябре 1938 года и унаследовала от прототипов SAGITTA продольное расположение двигателя в переднем свесе, а также решетку радиатора, которая поднималась вместе с капотом и упрощала доступ к агрегатам автомобиля. Несмотря на вполне приличную мощность на уровне 22 л.с., рабочий объем двигателя 995 см3 и удлиненный на 400 мм кузов, ŠKODA 995 POPULAR ‘Liduška’ стоила со всеми налогами всего 17 300 крон, и стала хитом – к 1946 году было выпущено 1 478 экземпляров модели.

Источник

 

 

Powered by WordPress RSS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *