Этих механических исполинов мы не увидим на дорогах общего пользования, их среда обитания – огромные карьеры по добыче угля, горнорудные разработки, алмазные карьеры и подобных масштабов производства. Грузи больше, вези дальше – эта поговорка в полной мере подходит карьерным самосвалам, ведь даже у самых скромных из них грузоподъемность – десятки тонн.
БЕЛАЗ-75450 – одна из самых распространенных машин. Этот, по меркам горнорудных разработок «малыш» способен взять в свой кузов 45 тонн горной массы.
В движение машину приводит 600-сильный дизель Cummins QSX 15-C. Крутящий момент – 2780 Нм при 1400 оборотах в минуту. Трансмиссия – автоматическая, гидромеханическая, 5 передач переднего хода и две реверсных.
Привод задний, расход топлива в среднем 120 литров за час работы.
TEREX TR100
Средний класс, так сказать, по меркам угольных разрезов. Грузоподъемность «Терекса» без малого 91 тонна. Двигатель — Cummins KTA38-C объемом почти 38 литров, мощностью 1050 л.с. Крутящий момент 4631 Нм при 1300 об/мин. Коробка передач тоже гидромеханическая, 6 скоростная и 1 передача реверсная.
Грузоподъемность около сотни тонн – пороговая, при которой часть производителей еще применяет гидромеханическую трансмиссию, а часть ставит уже более подходящую для таки нагрузок – электромеханическую.
Тормозная система у этого грузовика, как бы это удивительно не было – гидравлическая. Передний и задний контур независимы друг от друга, спереди обычные (в соответствующих масштабах) дисковые тормоза, а на заднем мосту установлены многодисковые, которые находятся в масляной ванне.
Есть еще и стояночная тормозная система. Она активируется автоматически сразу после остановки мотора.
Komatsu HD 785
Еще один представитель карьерных «середнячков», грузоподъемностью 91 тонна. Машина предназначена для работы в сложных климатических условиях, для перевозки угля, горнорудной массы, скальных пород в карьерах и на масштабных стройках.
В движение HD 785 приводит двигатель Komatsu SAA12V140E-3 объемом 30.5 литров. Мощность 1200 л.с., крутящий момент — 5080 Нм при 1300 об/мин.
Гидромеханическая коробка передач имеет 7 передних скоростей и 2 реверсных. Редуктор заднего моста имеет блокировку дифференциала. Тормоза многодисковые, в масляной ванне. У БЕЛАЗ – 7545 схожая система.
Komatsu HD 785 довольно экономичный и выносливый карьерный самосвал с комфортной кабиной. Глядя изнутри на место водителя, можно подумать, что это кабина небольшого развозного фургона, но если выглянуть в окно второго этажа, примерно с такой высоты взирает оператор на окружающий мир, становится понятен размах…
И пусть вас не смущают три педали при автоматической трансмиссии, помимо акселератора есть две педали тормоза – одна управляет тормозом – замедлителем (ретардером), вторая – дисковые тормоза, которые нужны для полной остановки грузовика. Если пользоваться только ими на такой технике, то дисковые тормоза быстро сгорят.
БЕЛАЗ–7557
Белорусский самосвал «средевесовой» категории, грузоподъемность 90 т.
Двигатель — CUMMINS QST 30-C мощностью 1200 л.с, крутящий момент 5950 Нм. На грузовик устанавливается два варианта гидромеханической коробки передач, белорусская и компании ALLISON, обе- шестиступенчатые с одной передачей заднего хода.
БЕЛАЗ-7513
Единственный в мире пожарный самосвал. Завод он покинул обычным самосвалом, конечно, а пожарным стал уже по месту работы, в Междуреченске Кемеровской области.
Сначала машина отработала свои моточасы в качестве карьерного грузовика, затем была списана, после чего её отремонтировали и установили пожарные насосы и лафетный ствол, дающий струю воды в 50 метров длинной.
Запас воды на борту пожарного Белаза – 60 т. Для сравнения, современные пожарные автоцистерны в основном возят 4 тонны воды, а в былые времена и вовсе, около 2 тонн запас воды был.
Грузоподъемность этого самосвала до 136 т., двигатели могут быть разные Cummins и MTU DD. Трансмиссия элктромеханическая.
источник