Стремление наделить машины иммунитетом к ДТП обернулось для итальянцев постройкой трех весьма странных концептов
Название и дебют
Fiat E.S.V. 1500/2000/2500; Вашингтон 1972 год и Киото 1973 год
Спецификация
- E.S.V. 1500: длина 3,38 м, ширина 1,45 м, высота 1,34 м, масса 680 кг;
- E.S.V. 2000: длина 4,22 м, ширина 1,69 м, высота 1,41 м, масса 900 кг;
- E.S.V. 2500: длина 4,38 м, ширина 1,73 м, высота 1,43 м, масса 1130 кг.
Почему мы вспомнили о них сегодня?
В конце 1960-х – начале 1970-х годов на дорогах развернулась настоящая бойня. Тысячи водителей, пешеходов и велосипедистов получали увечья и погибали в ДТП. В одном только 1970 году в Германии под колесами машин скончались почти 20 000 человек. Пугающая статистика заставила автопроизводителей всерьез задуматься о том, как максимально защитить всех участников движения.
Пионером выступило управление дорожного движения США (DOT), развернувшее с 1968 года масштабную программу разработки экспериментальных безопасных автомобилей (Experimental Safety Vehicle или сокращенно ESV). Также американцы инициировали проведение международной «Технической конференции по повышению безопасности транспортных средств» (Technical Conference for Improved Security of Vehicles).
К 1970-му авторы идеи определились с требованиями, которым должны были соответствовать разрабатываемые в рамках проекта концепт-кары. Машинам следовало выдерживать фронтальное и заднее столкновение на скорости 80 км/ч, а также противостоять боковому удару о столб на 20 км/ч. Кроме того на кузовах прототипов спереди и сзади не должны были оставаться вмятины после легких ДТП на скорости 16 км/ч.
Когда к участию в исследованиях американцы пригласили производителей со всего мира, в работу включились такие гиганты, как Volkswagen, Mercedes-Benz и FIAT. Им эта задача была также важна, поскольку вопрос безопасности автомобилей все чаще поднимался в Европе. Да и экспортный рынок США, где в перспективе планировалось внедрять новейшие разработки в этой области, терять не хотелось.
Взявшись за дело в 1970 году, инженеры «Фиата» довольно быстро построили первый прототип безопасной машины. Он был представлен в рамках третьей «Международной технической конференции» в Вашингтоне в 1972-м и назывался E.S.V. 1500. Цифра означала массу автомобиля в фунтах (эквивалентно 680 кг).
За основу концепта взяли популярный тогда Fiat 500. Кузов миниатюрного хетчбэка нарастили зонами деформации спереди и сзади, из-за чего он стал походить на модель 850. В то время как усиление конструкции стального каркаса было незаметным со стороны, массивные защитные полосы по бокам и толстые элементы из деформируемого пластика спереди и сзади бросались в глаза. С ними машина выглядела Франкенштейном.
Поскольку доработки существенно утяжелили прототип (особенно спереди) по сравнению с серийным Fiat 500, 30-сильный двигатель пришлось сдвигать назад. Да и штатные 125-миллиметровые шины «пятисотого» по той же причине заменили на 135-миллиметровые.
В марте 1973 года в Киото состоялась четвертая конференция по автомобильной безопасности. На нее итальянцы привезли уже два новых прототипа: E.S.V. 2000 и E.S.V. 2500. Как и в случае с первой машиной, цифры означали массу в фунтах. На этот раз она составила 900 и 1130 кг соответственно.
Концепты построили на базе моделей Fiat 128 и 124. От предшественника они отличались более совершенной и прочной конструкцией кузова. Как следствие, масса выросла по отношению к донорам почти наполовину (примерно на 45%).
Спереди и сзади кузов все также закрывали массивные защитные вставки из пластика, призванные снизить травмы у пешеходов и велосипедистов при наезде. Боковые молдинги выросли не только в длину (на 20 см), но и стали толще. Ширина машины из-за них увеличилась в общей сложности на 5 см.
И, что немаловажно, новые прототипы выглядели куда симпатичнее самого первого. Один из них даже пошел в серию. Правда, в доработанном виде. В 1974 году польская марка FSO взяла Fiat E.S.V. 2000 за основу будущей модели Polonez.
В финальной доработке хетчбэка, носившего на этом этапе обозначение «Тип 137», а также в проектировании интерьера дизайнеру FSO Збигневу Вотсону помогал еще совсем молодой Вальтер де Сильва, тогда только начинавший карьеру в Центре стиля Fiat. Проект готовой пятидверки на базе польского Fiat 125 итальянцы отправили в FSO в 1975 году, а в производство он был запущен в 1978-м.
Источник