Может ли дизайнер проектировать автомобили, самолеты, учавствовать в поставке театральных спектаклей и в тоже время не брезговать оформлять витрины, придумывать аппараты для продажи напитков, пылесосы и радиоприемники? Сегодня, наверное, нет. Последним из могикан можно считать ушедшего от нас совсем недавно Луиджи Колани. Однако в начале двадцатого века таких буквально искрящихся идеями людей было много. Это и наши соотечественники Сахновский и Савчук, Харли Эрл и конечно же Раймонд Лоуи. Но вот одного человека, я как-то несправедливо вниманием обошел это Норманн Белл Геддес, которого часто именуют отцом промышленного дизайна. Поэтому восполню сегодня этот пробел.
Кажется этот человек творил всегда. Направление в котором он работал называют футуродизайном. Родившись на рубеже двух веков, девятнадцатого и двадцатого Геддэс казалось намного опережал свое время. Его идеи вызывали непонимание, а зачастую возмущение. В эпоху прямых линий этот художник пытался придать всему чего он касался свою, неповторимую и чрезвычайно оригинальную форму. Он много работал над аэродинамикой, именно поэтому проекты автомобильных кузовов и самолетов, да что там, даже чайников имели броский и запоминающийся вид.
Он поставил более двухсот спектаклей на Бродвее. При этом именно он придумал не просто освещать сцену, а играть со светом и тенями. От этого происходившее на сцене выглядело более реалистично. Он не чурался работать с магазинами и оформлял витрины. Позднее когда он создаст первое частное дизайн бюро, многие будут посмеиваться над его замыслами и проектами. Он все равно не унывал, и продолжал творить, пусть даже и что называется «в стол».
Он ломая стереотипы создает каплеобразные автомобили, грузовики и автобусы. Его наработками потом воспользуются многие при проектировании аэродинамических моделей. Машины пошедшие в серию это Lincoln Zephir и Graham-Paige. Амбициозному проекту Futurama реализованному в 1939 году я думаю посветить отдельный рассказ. Кстати при проектировании транспортной сети автодорог в США конструкторы использовали именно его идеи описанные в книге Magic Motorways. И сегодня вся дорожная сеть Америки построена по образу и подобию того, что он описал в своем труде и воплотил на Всемирной выставке.
Он делал радиоприемники, автоматы по продажи Coca-Cola, чайники, пылесосы и даже аэропланы. Так после гибели корабля Титаник к масштабным проектам все относились с опаской. Однако Геддэс и тут идет наперекор всем. Он не просто придумывает, а составляет, как бы сегодня сказали ТЗ(тех задание) гигантского самолета. Для этого он приглашает немецкого авиаконструктора и инженера Отто Коллера с которым они рисуют самолет просто фантастических размеров.
В нем было 9 палуб, двадцать двигателей, 150 человек экипажа(обслуживающий персонал, пилоты, стюарды и даже механики ведь моторы можно было бы чинить прямо во время полета.) и 600 пассажиров. Они задумали начать делать этого монстра в 1929, а закончить создание в 1940. Да, кто-то скажет, что это утопия. Может быть, но, разве не стали уже в 90-е годы проектировать и выпускать самолеты в виде летающего крыла? Выходит он и правда был провидцем и видел наше с вами будущее. А может быть это мы видим нас сегодня через призму его идей? Не знаю. Но во многом он действительно оказался прав.
источник