Был ли прокат автомобилей в СССР? Или как в Союзе каршеринг запустили | AUTO-TIP
Auto History

Был ли прокат автомобилей в СССР? Или как в Союзе каршеринг запустили

ХХ съезд КПСС прошедший в феврале 1956 вошел в историю нашей страны не только как развенчавший культ личности Сталина. Он стал началом так называемой «Хрущевской оттепели». Дело в том, что были не только выпущены на свободу политические заключенные, и реабилитированы осужденные за контрреволюционную деятельность по 58 статье граждане страны. Он ознаменовал собой еще и ослабление идеологической цензуры. И вообще жители страны победившего социализма получили массу до того неведанных свобод. Буквально сразу после проведения съезда в Москве заработал невиданный доселе сервис по прокату автомобилей без водителя. Сегодня это явление называется каршеринг. Как же он выглядел и на что был похож в действительности? Давайте разбираться вместе.

Был ли прокат автомобилей в СССР? Или как в Союзе каршеринг запустили.

Автомобиль в СССР всегда был роскошью. Владение собственным транспортным средством было наверное самой большой мечтой жителя страны. Правда вот доходы не дотягивали, да и автомобильная промышленность со спросом справится ну никак не могла. ГАЗ и МЗМА(позднее АЗЛК) конечно же не могли удовлетворить потребности населения в машинах. Горьковский завод был больше ориентирован на народное хозяйство, а Москвовский даже в годы расцвета не мог производить больше 170 тысяч машин. И вот первый прокат заработал на базе одного из таксопарков. Конечно же в него попали вовсе не новые машины, а модели с довольно большим пробегом. Запомните эту деталь. Первоначально использовались списанные из тех же таксомоторных парков Победы и Волги ГАЗ 21, потом появились и Москвичи. С одной стороны услуга была доступна для всех, с другой позволить себе такую роскошь могли лишь люди имевшие большие, по советским временам, доходы. Дело в том, что тот же Москвич стоил чуть более одного рубля за сутки аренды. Волга еще дороже почти три рубля. При этом бралась плата еще и за пробег, три копейки за километр. Кстати бензин вы должны были тоже заливать за свой счет. Он стоил от 5 до 7 копеек за один литр. Учитывая же технические особенности машин тех лет, то сюда стоит добавить и обслуживание. Их было необходимо постоянно смазывать и чинить. В общем на поверку выходит, что удовольствие это было совсем не из дешевых. Интересно, что после того как прокат заработал в Москве, он буквально пошел по стране, в аренду сдавались даже такие редкие модели как внедорожник ГАЗ 69(он вообще не продавался частникам).

Был ли прокат автомобилей в СССР? Или как в Союзе каршеринг запустили.

Так давайте же посчитаем стоимость аренды и разберемся почему было убито столь прогрессивное начинание.

 

Был ли прокат автомобилей в СССР? Или как в Союзе каршеринг запустили.

Для начала представим себя в роли арендатора. Итак, учитывая среднюю заработную плату взять автомобиль в аренду мог, к примеру высококвалифицированный рабочий. Ставка в послереформенных рублях — 300. От Москвы до Сочи расстояние почти в 1700 километров, учитывая качество дороги отведем на это 4 дня(туда и обратно), отпуск 30 календарных дней. За первые 10 дней стоимость проката той же Волги ГАЗ 21 составила бы 29 рублей(по 2 рубля 90 копеек), потом цена бы снизилась и за оставшееся время мы заплатили бы 28 рублей(1 рубль 40 копеек в сутки). Бензин: при цене в 5 копеек обошелся бы совсем недорого, в 13 рублей 60 копеек. А вот километр пробега, за него тоже нужно было платить почти 3 копейки, выходил дороже всего 49 рублей. Если мы отправлялись в отпуск на автомобиле, то жили бы, как тогда называлось «дикарем» то есть в палатке. Так что без стоимости еды отпуск нам бы обошелся в 120 рублей. Что составляет почти половину зарплаты. Для примера молодой специалист с высшим образованием, в первые три года получал около 80 рублей на руки. Тем не менее отбоя от желающих прокатится на машинах не было.

Был ли прокат автомобилей в СССР? Или как в Союзе каршеринг запустили.

Теперь о тотальном воровстве. Его конечно же не было. Дело в том, что сами моторы и коробки пломбировались. Потому и украсть что-то серьезное и дорогостоящее было проблематично. Да и учитывая износ прокатного автопарка это было бы глупостью. Пробеги у машин попавших в каршеринг были огромными. Да и, как я уже говорил, техника того периода была капризной, и требовала постоянного ухода. Делали это естественно не все. Аварии тоже были не редким явлением. Автомобили ветшали, замены им не было и они изъездив свой ресурс просто списывались. Предприятие было убыточным на все 100 процентов, к тому же за обслуживание машин те же таксопарки денег не получали.

Идея то было хорошей, но воплощение оказалось бездарным. Уже к 70-м годам прошлого века арендовать машину могли лишь иностранцы. А для граждан СССР этот сервис оказался недоступным.

источник

 

 
 

Loading RSS Feed

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *