Я уже рассказывал о том, что впервые автомобильная система зажигания со свечой, соединенной с магнето высокого напряжения, была представлена в далеком 1902 году компанией Bosch, а вернее ее создателем Робертом Бошем. С тех пор минуло уже почти 120 лет, однако мы продолжаем пользоваться изобретением немецкого инженера и сегодня.
Любой двигатель внутреннего сгорания штука сложная. И все механизмы в нем работают в особо экстремальных условиях. Однако если посмотреть как работают именно свечи, то станет ясно, что им приходится выдерживать напряжение до 40 000 В, температуру в камере сгорания более 1000 °C и давление в 100 бар. Чтобы обеспечивать стабильно высокое качество зажигания при таких сверхвысоких нагрузках, свечи должны обладать рядом особых характеристик.
Вот пять фактов о свечах, про которые мы даже не задумываемся:
Факт первый: в современных свечах зажигания используются драгоценные металлы
Не секрет, что современные двигатели работают при очень высоких температурах камеры сгорания, и электроды свечей зажигания подвергаются более высокому износу. Именно поэтому в состав самих электродов входят сплавы драгоценных металлов. Это и платина, и иридий. К примеру по курсу ЦБ РФ на сегодня, 6 февраля 2021 года стоимость одного грамма(!) платины равна 2688 рублям. Иридий чуть дешевле — 1890 рублей.
Факт второй: Свечи зажигания – индикатор состояния автомобиля
После извлечения отработавшей свечи зажигания по ее состоянию можно определить, правильно ли работает двигатель и верно ли он отрегулирован. Если с двигателем, топливом или даже свечой зажигания что-то не так, на последней появляется характерное повреждение, так называемый «нагар свечи зажигания» – с его помощью специалисты сразу могут определить причину неисправности и ускорить ремонт.
Факт третий: Процесс лазерной сварки CW продлевает срок службы свечей зажигания
От свечей зажигания во времена первых автомобилей их современные варианты отличаются методом производства, материалами и конструкцией. Например, технология непрерывной сварки на 360° помогла значительно улучшить качество продукта. При обычной импульсной лазерной сварке существует риск образования трещин на центральном электроде в месте сварки из-за высокого давления в камере сгорания, а также отрыва головки свечи из драгоценного металла. Благодаря процессу лазерной сварки, кстати патент на это принадлежит именно компании Bosch, такие последствия исключены, поскольку центральный электрод приварен на этапе производства, что значительно продлевает срок службы свечи.
Факт четвертый: Большинство производителей тестируют свечи на гоночной трассе
Зачастую новые технологические решения в области свечей зажигания начинаются на гоночной трассе, а автоспорт служит «передвижным центром разработки». Например,
- Платиновые электроды для свечей зажигания впервые были использованы в 1970 году на 24-часовой гонке Ле-Ман для Porsche 917, который в тот день пришел первым. С 1974 года и по сей день Bosch предлагает высококачественные свечи зажигания с платиновым электродом.
- Такой тип резьбы, как M10, также первоначально использовался в автоспорте, а теперь это решение применяется в серийных автомобилях.
- Изначально разрабатывался для двигателей гоночных автомобилей и штекерный соединитель. Свечи зажигания с такой резьбой имеют удлиненный изолятор для лучшего сопротивления и соединитель для компенсации длины. В то же время свечи с этой инновационной технологией соединения используются в серийных двигателях с уменьшенным рабочим объемом или малым количеством цилиндров и повышенным давлением наддува, что требует повышенного напряжения зажигания.
- Свечи зажигания с ориентированным приварным заземляющим электродом, который точно совмещается с форсункой в камере сгорания, изначально были разработаны для гоночных автомобилей, выступающих в Ле-Мане, но теперь также используются в серийных двигателях с прямым впрыском топлива.
Факт пятый: Когда и как правильно менять свечи зажигания?
Рекомендуемые интервалы замены свечей зажигания можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля. Однако большинство производителей рекомендует проводить ежегодную проверку свечей зажигания и, если это необходимо для улучшения работы двигателя, их замену. Установка свечей зажигания не представляет особой сложности. Тем не менее, чтобы обеспечить исправную работу вновь установленной свечи, необходимо соблюдать некоторые правила:
- перед снятием старых свечей зажигания удалите из установочных шахт грязь и налет;
- аккуратно выкрутите свечи специальным свечным ключом;
- удалите грязь из свечных колодцев;
- вкрутите новые свечи;
- для затяжки используйте динамометрический ключ.
Неправильная установка свечей зажигания отрицательно отражается на мощности двигателя, расходе топлива, на эффективности пуска двигателя, выбросах отработанных газов и даже может привести к выходу компонентов системы зажигания из строя. Учитывая сложность современных двигателей и отдельных компонентов настоятельно рекомендуется производить замену свечей на профессиональных станциях технического обслуживания.
источник